Гвардеец труда. Новотроицк

Дистант – как спасательный круг?

Дистант – как спасательный круг?

Часто мы смотрим на дистанционное обучение односторонне, как родители. И в меру своих возможностей стараемся сделать так, чтобы нашему чаду было комфортно учиться. На этот раз мы решили посмотреть, а что происходит с другой стороны монитора.

25 ноября, школа №17, кабинет биологии

10 минут до начала урока. Учитель биологии и по совместительству  заместитель директора по ИКТ школы №17 Ольга Костерина открывает созданную еще вчера презентацию к уроку, попутно проверяет чат.

– Если кто-то не может присутствовать на уроке, обычно сообщает об этом в чате, и я могу до начала урока сделать соответствующую отметку в табеле, – поясняет Ольга Викторовна.

Учителя занимаются с детьми на различных платформах. Выбор зависит от специфики предмета и удобства подачи материала, иногда инициативу проявляют дети, предлагая свой вариант. Урок, на котором мы оказались, проходит на самой популярной в этот дистанционный период платформе для проведения видеоконференций Zoom.

– Наша школа сработала немного с опережением, мы не дожидались объявления дистанта и еще во время каникул установили всем педагогам это приложение, провели обучающий семинар, выходили на онлайн-связь. За каникулы мы отточили навыки по работе с площадками и к детям уже вышли подготовленными, – рассказывает Ольга Викторовна.

5 минут до начала урока. Учитель проверяет заявки от детей и постепенно запускает их в конференцию.

– Бывало и такое, что поступали заявки от посторонних, которые мешали проведению урока. Поначалу это было большой проблемой, поэтому теперь мы тщательно проверяем аудиторию до начала занятий, – поясняет учитель.

После приветствия «вошедших» на урок Ольга Викторовна предлагает ознакомиться со списком оценок за проверочную работу и попутно продолжает заполнять табель. Два ученика из этого класса сегодня принимают участие в олимпиаде, поэтому они имеют право не присутствовать на уроке. Такую возможность использовал только один из них, другой – предпочел не пропускать занятие. Причину отсутствия еще троих детей предстоит выяснить позже.  

– На самом деле, на дистанционном обучении всегда можно найти какую-нибудь причину не присутствовать на уроке: пропал Интернет, отключили свет, проспал и так далее, – рассказывает О.Костерина. – Однако в старших классах дети стремятся не пропускать занятия, у них есть стимул – приближающиеся выпускные экзамены.  

Учитель просит ребят включить свои камеры, зрительный контакт на дистанте ценится, как никогда раньше. Организационный момент занимает все 5 минут до начала урока.

Занятие начинается по классике с повторения. Ответы на вопросы ученики прописывают в чате. Такой формат позволяет задействовать весь класс за короткое время. Новый материал подается с опорой на знания, уже имеющиеся у ребят, поэтому учитель активно привлекает их к устному обсуждению, так удается опросить еще несколько человек. Новые термины попутно прописываются в чате для удобства восприятия.

20 минут урока позади, оставшиеся 5 – на его завершение. При подведении итогов учитель успевает получить обратную связь еще от некоторых учащихся. На дом ребятам задают устное задание и онлайн-тест на одном из сервисов. Остается время уточнить, всем ли все понятно, попрощаться с учениками.

25-минутный урок в дистанционном формате позади, до следующего – 20 минут. В это время учитель успевает отправить в чат домашнее задание и презентацию для тех, кто отсутствовал на уроке или не успел записать. Теперь можно готовиться к следующему уроку. У учащихся есть время немного отвести взгляд от монитора.

На этом  хочется остановиться подробнее. Думаю, многие удивились 20-минутной перемене, ведь во многих школах перерыв всего 5-10 минут, этого времени обычно хватает только для подключения к очередному уроку.

– Мы проводим уроки по расписанию, которое было при очном обучении, поэтому в перемену добавляется оставшееся от полноценного урока время, – поясняет Ольга Викторовна.

Несмотря на короткие уроки, программа не сокращается, поэтому главная цель – не оригинальная подача материала, а дать новые знания и подготовить учеников к экзаменам максимально доступно.

Если ребенок пропустил занятие или на уроке что-то не успел освоить, рекомендации со ссылками по теме размещаются в электронном дневнике и классных чатах. Актуальными становятся группы, созданные классными руководителями, где аккумулируются ссылки на все онлайн-уроки. Таким образом, находясь в ней, ребенок может подключиться к каждому уроку.

Есть небольшая группа детей, которые не могут заниматься с педагогом онлайн в силу разных причин. Для них в фойе школы организован стол для обмена пакетами, где родители получают задания для своих детей, отдают выполненные работы на проверку и забирают тетради, проверенные учителем.


26 ноября, школа №15, кабинет географии


10 минут до начала занятия. Учитель географии Диана Воронина готовится к уроку в 8 классе. Предупреждает заранее, что могут возникнуть сложности, так как с этим классом урок по Zoom они проводят впервые. Пробное подключение накануне прошло благополучно. Учителям школы информацию по данному приложению уже давали, кроме того, общение педагогов между собой также происходит с его помощью.

– В основном уроки проводим в Viber: отправляю им звуковые сообщения, прикрепляю таблицы, схемы, они отвечают. Доступ к Zoom есть не у всего класса, поэтому пока не решались проводить занятия на данной платформе, – сообщает Диана Воронина. – Будем надеяться, что все получится, если нет – проведем занятие в Viber.

За 5 минут до начала урока начинается попытка подключения. Первый блин – комом. В общей переписке отлаживаются технические моменты. И вот – знакомые лица на экране монитора.

– Здравствуйте, как я рада вас видеть! – приветствует учащихся Диана Ташбулатовна. Соскучились по зрительному контакту и дети.

Несколько минут урока в результате также пришлось занять под организационные моменты. Поэтому далее без лишних отступлений учитель приступает к проверке домашнего задания. В течение урока также происходит подключение опоздавших. В итоге на занятии – 18 учащихся из 27.

Новый материал подается с использованием учебника, атласа, схем и таблиц – вещей, привычных для ребят и при очном обучении. Учитель активно привлекает детей к обсуждению темы. Из-за затянувшегося подключения к уроку подготовленный учителем видеофрагмент по новой теме учащиеся посмотрят уже вне занятия.

30-минутный урок подходит к концу, объясняется домашнее задание. Позже оно будет продублировано в общем чате, там же окажутся все ссылки, которые необходимы для лучшего усвоения новой темы. Они пригодятся отсутствующим на занятии школьникам. Отдельно отметим, перемена – 10 минут.

– Вам понравилось? – спрашивает учитель в заключение урока.

– Очень. Спасибо за урок. Так намного удобнее и понятнее, – отзываются дети.

– Мне тоже понравилось, – отвечает Диана Воронина уже на наш вопрос. – Во-первых, видишь детей, во-вторых, мгновенная обратная связь: непонятно – сразу переспросил, уточнил.

Стоит отметить, что отношение обоих учителей к дистанционному обучению схоже – минусов больше, чем плюсов. На подготовку к урокам тратится гораздо больше времени, минимизирован зрительно-эмоциональный контакт с ребенком, но зато самообразование – на высшем уровне. Но педагоги готовы работать в таком режиме. Дистант воспринимается, скорее, как спасательный круг, при сложной эпидситуации, который поможет с меньшими потерями вернуться к очной форме обучения.


Татьяна Карева, начальник городского управления образования:

- Каждая школа и каждый учитель принимают самостоятельно решение по организации учебного процесса в период дистанционного обучения. Поэтому плюсы и проблемы  стоит рассматривать отдельно по каждой школе. Если появляются недопонимания, вопросы, проблемы, предложения, в первую очередь, стоит обратиться или к классному руководителю, или к директору школы, готовы помочь и в управлении образования (тел.: 62-03-26). Всегда можно найти компромисс. Все действуют в интересах ребенка и хотят побыстрее вернуться к очной форме обучения, которая удобнее и для педагогов, и для детей.


Елена УШАКОВА.