Гвардеец труда. Новотроицк

Работа с вдохновением

Работа с вдохновением Работа с вдохновением Работа с вдохновением Работа с вдохновением Работа с вдохновением Работа с вдохновением Работа с вдохновением Работа с вдохновением

Публикация в «ГТ» от 26 января 2022 года.

Услышав впервые о должности хранителя музея – удивилась: нет, шутят люди, мы в реальном мире живем, должно быть, разыгрывают. Не хватает, наверное, чудес в жизни – вот и говорят. Познакомившись позже с Мариной Соловьевой, поняла: есть оно – настоящее волшебство. Создает его только не бородатый кудесник, а миловидная и очень приятная женщина, являющаяся старшим научным сотрудником с обязанностями главного хранителя, музейно-выставочного комплекса Новотроицка.

Марина Алексеевна пришла работать в городской музей в далеком 1990 году. По прошествии тридцати с лишним лет – ни разу не пожалела о выбранной профессии, хотя изначально судьба готовила ей совсем другие жизненные ориентиры.

– В моей жизни сложилось все очень интересно и даже непредсказуемо, – рассказывает наша героиня. – После школы я поступила в строительный техникум, и должна была стать, по определенной логике, человеком, связанным со строительством. Созидать новые здания, строить, ваять. Кто же знал, что творить в жизни придется на ином поприще, культурном. Уже учась в техникуме, я поняла, что жить не могу без творческой жилки – участвовала во всех культурно-массовых мероприятиях, конкурсах. Участвовала и побеждала. Окончив учебу, пришла работать в городской музей. 

«Архитекторы моей судьбы»

– Сама судьба, как будто за руку вела к этой профессии, – вспоминает Марина Алексеевна. – Сначала это были учителя в школе, привившие мне любовь к чтению, истории, затем – преподаватели в техникуме, заметившие огонек в моих глазах, поддержавшие меня в новых  решениях, и, конечно, позже, в музее, состоялась знаменательная встреча с Ириной Алексеевной Фурсовой. В те годы – директором музейно-выставочного комплекса. Огромная поддержка, понимание, ее искреннее желание помогать – дали дополнительный старт в моей новой жизни. Захотелось учиться, работать, расти..

Второе образование моей собеседницы, конечно, уже напрямую было связано с культурой и искусством. Пройдя полный курс обучения в академии культуры Санкт-Петербурга и получив основательную базу по специальности музееведения, Марина Соловьева возвращается в родные пенаты. Новотроицк тепло принимает новоиспеченного специалиста.

«Профессия моя – удивительная, многогранная...»

– Мы, работая в небольшом муниципальном музее, являемся поистине универсальными работниками культуры, – делится рассказчица. – Мне довелось здесь побывать и учетчиком, и ведущей, и, отчасти, журналистом. Музейный сотрудник аккумулируется сразу в нескольких специальностях. Работать интересно. Скучать никому не приходится. Почему хранитель? Не путайте эту должность с кладовщиком. Здесь совершенно иное. Хранитель музея – это не тот человек, который сидит в зале или где-то еще и охраняет экспонаты. Или просто ведет подсчет и перепись имущества. Главный хранитель отвечает и за реставрацию, и за учет фондов, и за пополнение музейных сокровищниц, и за их сохранность. Работа скрупулезная, требующая большого внимания и сосредоточенности. Каждый попавший к нам экспонат тщательно исследуется. Зачастую именно нам предстоит выяснить его историю, определить название, функции. Бывает, в дар музею передаются такие вещи, которые поначалу воспринимаются по-другому. Как в сказке: оно не то, чем кажется. То, что первоначально казалось, например, старинным шлемом, после исследования идентифицируется как бытовая утварь, горшок. Вот кто бы подумал... 

Самые древние экспонаты у нас имеют археологические корни. Перед вами – бивни, зубы мамонта. Они настоящие. Да – да, и по земле нашего края когда-то ходили эти животные. Случайные находки, переданные нам жителями города. В процессе строительства сталеплавильного цеха, при рытье котлованов, были найдены столь древние артефакты. А какая в нашем музее богатейшая коллекция бронзового века, железного… 

И действительно, невозможно пройти мимо останков представителя сарматской культуры. Здесь, под стеклом, находится скелет мужчины, жившего в эпоху раннего железного века. Особого внимания заслуживает меч акинак, вернее, его фрагменты. Это короткое орудие, длиною в 70 сантиметров, когда-то служило вспомогательным вооружением кочевников (скифов, савроматов). Интересна коллекция бытовых предметов, кувшинов, горшков, собранных по кусочкам. Конечно, в целом виде такие экспонаты не находят – найденные частицы скрупулезно собираются специалистами, склеиваются. 

– Вот эта посуда предположительно принадлежала человеку, занимавшемуся врачеванием, – рассказывает Марина Алексеевна. – К такому выводу мы пришли, узнав, что внутренние стенки его пропитаны веществом, похожим на целебное масло. 

Многие раритеты были обнаружены археологами при раскопках на территории нашего города, а также в районе Новоорска. Но это археология. Многие экспонаты городскому музею преподносят в дар неравнодушные люди, любящие свой край, культуру, историю. 

Есть вещи 19 – начала 20 веков: одежда, мебель, книги… Перед вами – раритетный экземпляр: книга песнопений на церковнославянском языке конца 19 века. Старинное издание внушительных размеров с пожелтевшими от времени страницами. Здесь же и Библия, изданная в Санкт-Петербурге в 1876 году.

Я преисполнена гордостью за наш музей, который является обладателем такой уникальной коллекции. Она охватывает огромный промежуток времени, длиною в несколько тысячелетий.

Все собирается по крупицам, с душой и любовью. Конечно, много времени, порой, уходит на работу. Принять экспонат, описать его, зарегистрировать... Приходится и задерживаться. Хотя времени совершенно не чувствую – вдохновение поглощает.

...Слушая Марину Алексеевну, случайно взглянула на часы: за неторопливой беседой и не заметила, как быстро пробежало время. Пробежало где-то там, за стенами музея. Здесь же, казалось, оно остановилось. Тишина. За стеклянными полотнами внимательно наблюдают за нами молчаливые экспонаты. Они давно живут своей, вечной жизнью.

– Как семья относится к вашей профессии? Интересы разделяют? Поддерживают? – не могу не спросить я напоследок.

– И разделяют, и поддерживают. Дочь практически выросла в музее, теперь вот внуков к прекрасному приобщаю, – смеется собеседница. – Летом на экскурсии чуть не потеряла внучка – так увлекся интересным, что растворился среди экскурсантов. Теперь стараюсь из поля зрения своих не выпускать... 

Новотроицк – молодой город. Все самые главные открытия в культурно-исторической жизни музея, надеемся, еще впереди. А значит и должность хранителя музея останется почитаемой и востребованной.