Гвардеец труда. Новотроицк

Линия жизни Марины Хмыровой

Линия жизни Марины Хмыровой

Публикация в «ГТ» от 13 апреля 2022 года.

У каждого человека – своя линия жизни. У директора Новотроицкого строительного техникума Марины Хмыровой, как у многих из нас, она далека от лёгкой прогулки по весеннему парку. Для неё работа – это, прежде всего, нелёгкий поиск новых решений, радость открытий и творческих вдохновений. Тем и счастлива! А начался разговор о жизненных, так сказать, университетах. 

Семья – начало всех начал

– Есть такое выражение – жизненные университеты … Нравится мне оно своей глубиной и образностью. Человека они преследуют со дня рождения, – говорит Марина Михайловна. – С раннего возраста родители начинают нас учить, что такое хорошо и что такое плохо, осваивать нужные навыки. Я благодарна судьбе, что родилась в семье педагога. Моя мама, Зоя Васильевна, преподавала биологию и химию в Саринской средней школе, была уважаемым человеком за преданность профессии, умение работать с детьми, родителями. Она и дома старалась всё содержать в порядке, не терпела расхлябанности в любом деле. «Не забывай, – давала мне наставление, – что я учительница, и что станут люди говорить, если будешь в учёбе плестись в хвосте. Так что не ленись, старайся»…

И дочь старалась – не только в школе, но и дома.

Сельский уклад жизни известен. Надо помогать родителям по уходу за животными, с приходом весны трудиться на приусадебном участке. Ещё будучи подростком, Марина научилась жарить картошку, лепить пельмени, готовить борщ, супы...

– Такой университет проходила не только я, но и все мои подруги, – рассказывает она. – Вместе с мальчишками доставляли пожилым людям продукты, чистили дворы от снега – все, кому приходилось ездить по Саринскому плато, знают, какие у нас метели. Сейчас это называется волонтёрским движением.

В девятом классе повадилась ходить на элеватор – там работал отец. В результате этих хождений получила удостоверение лаборанта по анализу зерновых культур. В последующие годы на правах специалиста летом работала в лаборатории, получала заработную плату.

Родители, конечно же, приветствовали моё стремление помогать материально. Так что уже в школьные годы не только познала цену заработанной копейки, но и что значит для человека быть самостоятельным, каким образом достигаются почёт и уважение...

Первые уроки вязания крючком ей показала мать. Этого было достаточно, чтобы дальше уже самой творить и дерзать. Выписала журнал по домашнему рукоделию. Точные науки в школе давались ей легче остальных, а потому истинное удовольствие доставляло считать петли, добиваться нужного рисунка. 

– В 10 классе сама начала давать уроки вязания многим желающим, – говорит рукодельница от бога. При этом посетовала, что сегодня на это дело совсем нет времени. Слишком много хлопот у руководителя на работе.

Выбор профессии – дело ответственное

С такими университетами, достигнутыми в школьную пору, смело можно покорять и Москву. Да только у Марины Михайловны всё вышло по-другому. Не захотела она далеко отрываться от родительского дома, подала документы в Орский пединститут на физико-математический факультет. Почему в этот вуз – понятно без предисловий. Конечно же, мамин совет сыграл решающую роль.

Волнений на вступительных экзаменах у абитуриентки Хмыровой не было, интуитивно чувствовала: поступит с первого раза, и конкурс ей – не помеха.

– Когда вывесили списки зачисленных, помянула добрым словом профессионализм своего преподавателя математики и классного руководителя Натальи Михайловны Безруковой. Свой предмет любила до самозабвения, она тоже хотела, чтобы я стала учительницей, последовала её примеру. Чему научила студенческая жизнь? Многому …

– Даже пользоваться шпаргалками? – не скрывая улыбки, задаю вопрос. Редко ведь кто из студентов не грешил этим делом.

– Было дело, но никогда ими не пользовалась. Писала для большей уверенности на экзамене, для тренировки памяти и лучшего запоминания. Точные науки не терпят слабой подготовки. Забыл формулу и, как говорится, будь здоров. Математику не зря называют царицей наук, она не терпит верхоглядства и халявы. 

Студенческая пора преподнесла мне ряд ценных уроков, не связанных с усвоением учебных дисциплин. Жизнь в общежитии – это тоже школа, которую никогда не забудешь. Комната – 18 квадратных метров. Четыре кровати, стол и шкаф для одежды. Вот уж действительно – в тесноте, да не в обиде! Девушки – разных характеров, привычек, приехали из разных мест… В такой ситуации научишься и терпению, и толерантности, и взаимовыручке, и многому другому. Не забыть дежурств по комнате, готовку блюд на кухне. Словом, это тоже был своего рода университет. Жаль, что так быстро пролетают студенческие годы. На мой взгляд, лучшие в жизни…

Руководить – не рукою водить

В начале 90-х выпускники учебных заведений самостоятельно устраивались на работу. Так называемое распределение кануло в Лету. С одной стороны, хорошо – больше свободы в выборе места работы, а с другой, не так просто молодому, еще не опытному специалисту пройти кастинг на вакантное место. Марина Михайловна, можно сказать, вытащила и в этот раз счастливый билет. 

– После сдачи госэкзаменов заехала к родственникам в Новотроицк, – рассказывает она. – Прогуливаюсь по главной улице города. У строительного техникума задержала шаг. Даже не знаю, откуда появилось желание зайти, судьба, наверно, такая. В голове мелькнула мысль: не слишком ли высокая планка для трудоустройства в техникуме, минуя среднюю школу?! 

Встретил Марину Михайловну директор Николай Яковлевич Якунин. 

– Физмат, говорите. Хорошее дело. Нам нужен учитель физики. Приходите к началу учебного года. Вернутся из отпуска завуч, методист… Тогда и решим ваш вопрос.

Вышла я от директора окрылённая. Неужели примут с первого захода? Боялась сглазить встречу с руководителем, не с каждым делилась о ней. Вышло всё, как по написанному. Приняли в штат на должность преподавателя физики...

И потекла трудовая жизнь у молодого преподавателя, полная не только тревог, но и больших радостей. Марина Михайловна вспомнила, каких трудов стоило поначалу писать поурочные планы. Благо, рядом находились преподаватели с большим опытом работы, готовые всегда дать дельный совет, поддержать, когда что-то не заладилось. Особенно памятны уроки методиста Зинаиды Николаевны Борисовой, она по сей день работает в техникуме, только теперь на должности преподавателя.

Не забыть и того, когда готовилась на первую квалификационную категорию. На суд комиссии предстояло представить не только дидактические материалы, но и дать открытый урок. Всё получилось, как нельзя лучше... 

Пройдёт время, и Марина Михайловна добьётся высшей квалификационной категории, поедет в Омск, на всероссийский конкурс преподавателей строительных техникумов на звание «Учитель года». Лидером не стала, но само участие в таком мероприятии дорогого стоит.

С 1995 по 2009 годы Марина Михайловна открывала своим подопечным волшебные законы великих творцов физики. За эти годы в педагогическом мастерстве появилось то, что позволило ей занять должность заведующей дневным отделением. Обязанностей прибавилось на порядок, а главное – ещё более ответственных. Посещение занятий, индивидуальные встречи с нерадивыми в учёбе студентами, с их родителями… И всё ради того, чтобы поднять планку успеваемости. Особенно нелегко приходилось и приходится по сей день общаться с родителями. Каково слышать от них такое: сын уже не школьник, учебное заведение обязано его наставлять, обучать, а у нас масса других забот. Для того, чтобы выруливать такие ситуации, нужны, помимо всего прочего, ещё и психологические навыки.

Потом была работа в должности заместителя директора по учебной работе. Немало пришлось приложить усилий, чтобы самой досконально изучить всё, что касается исполнения государственных стандартов локально-нормативных актов. Иначе как требовать от преподавателей, чтобы они правильно вели документацию, умели с ней работать. Под контролем заместителя директора по учебной работе – проведение экзаменов, приём зачётов. Сумела и с этой работой справиться. Впереди ждала следующая ступень карьерного роста, которая сулила забот, как говорят в таких случаях, выше крыши.

– Тяжелая ноша, – чистосердечно признаётся директор.

– Директор – наше всё, говорят в таких случаях, – дополняю я где-то услышанное... 

– Что вполне соответствует действительности, – соглашается Марина Михайловна. – Работу, как известно, судят по конечному результату. Задача нашего учебного заведения, как, впрочем и других, – готовить полноценные кадры, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Добиться этого можно лишь при наличии качественного кадрового состава. В настоящее время на смену старой гвардии приходит молодая. Мне понятно, как нелегко ей. Сегодня все программы авторские, таким образом, каждый преподаватель вынужден выступать ещё и в роли методиста. Раньше обучение шло уже по готовым программам.

Классное руководство в техникуме имеет свою специфику. Ко всему прочему, эта должность обязывает регулярно посещать общежитие, а еще готовить студентов к проведению чемпионатов, других культурно-массовых мероприятий. Плюс к этому – преподавательский состав проводит профориентационную работу среди учащихся школ города. Поневоле будешь благодарным ему за то, с каким старанием и усердием исполняет он все эти далеко не лёгкие обязанности.

Не обошла стороной директор и участие учебного заведения в национальных проектах в сфере профессионального образования. Это «Молодые профессионалы», «Билет в будущее», «Содействие занятости», «Демография». За активное участие в проектах учебное заведение получило не одну благодарность. И эти успехи – заслуга всего коллектива.

– Он у нас дружный, работоспособный, ориентирован на достижение поставленных целей.  Я благодарна коллегам, – говорит Марина Михайловна под занавес беседы, – за поддержку, за взаимопонимание, за старательный труд. Все вместе мы создаем условия для качественного обучения будущих строителей, газовщиков, технологов, парикмахеров, юристов, специалистов автодела.

Выпускники техникума получают специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Как с востребованностью этой профессии в наше непростое время? Оказалось, дипломанты строительного техникума трудятся еще и геодезистами, сметчиками, проектировщиками. Словом, было бы желание работать, а оно у выпускников есть, благодаря умело организованной работе всего коллектива учебного заведения. Директор, как и положено первому руководителю, стоит у руля. Удачи, Марина Михайловна!

Николай ЗЕЛЕНЮК.