Гвардеец труда. Новотроицк

Жизнь по школьному распорядку

Жизнь по школьному распорядку

Иван Петров, учитель истории и обществознания новотроицкой школы № 23, был одним из участников торжественного открытия в Оренбуржье Года педагога и наставника. Несмотря на то, что он окончил бакалавриат только в 2022 году, молодой педагог в своей профессии уже не новичок. Дело в том, что преподавать И.Петров начал, еще будучи четверокурсником института в той же 23-й школе. Руководство учреждения, педагогический коллектив и, конечно же, опытный наставник помогли ему понять, что он находится на правильном пути.

Кем быть?

– Не стану лукавить: учительство не было мечтой моего детства, – признается Иван Вячеславович. – Я вообще очень долго не мог определиться с ответом на вопрос: «Кем быть?». Решение принял в выпускных классах. На это повлиял учитель истории и обществознания школы № 6, где я учился. Владимир Валерьевич Исхаков помогал мне на дополнительных занятиях, и нередко у нас возникали неформальные разговоры, во время которых я расспрашивал его о работе педагога. И вот я – совершенно неожиданно для себя – заинтересовался этой профессией. 

Поступил в ОГТИ, учился неплохо и на первых курсах желание связать свою жизнь со школой не растерял. К слову, основная часть моих одногруппников планировала стать учителями, и в итоге 12 из 15 сейчас работают с детьми. Я с нетерпением ждал первую, непосредственно «учительскую» практику. Ощущал интерес и некоторую тревогу. Волновался: а вдруг попробую себя в профессии, которую сам выбрал, к которой так стремился, и пойму – это не мое. 

Первая практика

О своей первой педагогической практике, в ходе которой студенты не только посещают уроки и знакомятся с  организацией учебного процесса, но и ведут занятия, Иван Петров вспоминает с теплотой.

– Во время подготовительной встречи с моим наставником Ольгой Накоряковой я узнал едва не шокировавшую меня новость, – делится он. – В первый же день педпрактики Ольга Анатольевна отправлялась сопровождать детей на областную олимпиаду, и мы с моим сокурсником должны были вести ее уроки. Конечно же, она подробно проконсультировала с методической точки зрения, предоставила необходимые материалы, дала советы. И все же мои ощущения можно было описать известной фразой: «Бух – и в воду!». Я проводил от трех до пяти уроков в день, моими учениками стали ребята с пятого по одиннадцатый классы.

У молодого практиканта не оставалось ни минуты на размышления и самокопания, зато, когда сумасшедшая неделя подошла к концу и у Ивана Вячеславовича появилась возможность, что называется, перевести дух, он осознал: педагогика – его призвание.

– Когда Ольга Анатольевна вернулась, мне стало полегче – и в плане нагрузки, и в психологическом смысле, – продолжает Иван Вячеславович. – Я знал, что в любой момент могу обратиться к ней за конкретным практическим советом. Скажем, я сам знаю какую-то тему, но как донести ее до детей, чтобы они поняли, заинтересовались? Ольга Анатольевна подсказывала, в каких случаях лучше использовать карты, в каких – презентации, в каких – видеоматериал. И всегда с готовностью делилась собственными наработками.

За педагогическую практику Иван получил «пять» и загорелся желанием поработать в школе, не дожидаясь получения диплома.

Три дня – учитель, два дня – студент

– Среди студентов исторического факультета ОГТИ была распространена подработка в школах, – отмечает Иван Петров. – Преподаватели зачастую способствовали этому, например, сообщали о вакансиях в учебных заведениях Орска и Новотроицка, позволяли наверстывать пропущенное на лекциях и семинарах самостоятельными занятиями. Был не прочь поработать и я: прежде всего, стремился начать профессиональную самореализацию, ну и дополнительный доход взрослому человеку, естественно, не повредит. Когда я узнал о том, что в школу 

№ 23 требуется учитель истории и обществознания, то подумал: «Вот здорово!».

Говоря начистоту, выбирая школу № 23, я рассчитывал на то, что Ольга Анатольевна станет моим наставником. Так оно и сложилось. Кроме того, меня очень хорошо встретили педагоги, руководство и директор Людмила Аркадьевна Спигина. Я очень благодарен всем за то, что они помогают мне развиваться как учителю. И, получив диплом, мне было очень приятно окончательно влиться в коллектив.

Простой ответ на сложный вопрос

– В работе педагога мне больше всего нравится взаимодействие с детьми, – объясняет Иван Вячеславович. – Мне приятно общаться с ними, понимать, что я смог их чему-то научить, а главное – увлечь, заинтересовать своим предметом. Бывает, что ребенок на первых уроках выглядит равнодушным к истории, а затем – раз за разом – начинает погружаться в материал. С интересом слушает, с готовностью выполняет задания, а после – подходит на перемене и задает вопросы по изученной теме.

Сегодня, когда я учусь в магистратуре, сокурсники нередко спрашивают меня о работе в школе. Понятно, что стать для кого-то даже аналогом наставника я еще не могу, но полученным опытом всегда готов поделиться. Например, я понял, что дисциплина на уроке зависит от того, насколько правильно спланировано занятие. Кроме того, очень важно грамотно выстроить отношение с учениками – найти ту тонкую грань между дружелюбием, готовностью общаться на равных и панибратством. Опыт классного руководства, организации мероприятий для детей позволяет мне находить подход к своим ученикам.

Наука против мифов

Конечно, любому учителю очень приятно осознавать, что ему удалось повлиять на мышление подрастающего человека. В этом плане предметы история и обществознание дают благодатную почву для деятельности. Они способствуют формированию мировоззрения, развитию критического мышления.

– Человек должен научиться мыслить самостоятельно, – считает И.Петров, – и для этого очень полезно знакомиться с различными историографическими подходами. Кроме того, изучение различных научных теорий учит нас с уважением относиться к чужой точке зрения.

Слушать себя

– Знаю людей, которые совершенно осознанно получали педагогическое образование, уверенно шли работать в школу, а потом – спустя какое-то время – уходили в другую профессию, – говорит Иван Петров. – Одни объясняли это сложностью взаимодействия с детьми, другие – высокой нагрузкой, третьи – большим объемом бумажной работы… Но в каждом случае сценарий был один: еще вчера человек готов был трудиться на избранном поприще, а завтра уходит из школы со словами: «С меня хватит!». Я считаю, что в основе такого решения лежит именно профессиональное выгорание: когда ты перестаешь любить свое дело. И у меня есть опасение, что подобное может случиться и со мной. Порой, когда накапливается усталость или же возникает непростая ситуация, начинаю прислушиваться к себе: не вспыхнет ли в голове: «Да ну его!», и всякий раз с радостью понимаю – нет, этого не происходит. Я знаю, что с наступлением нового учебного дня я войду в класс, увижу глаза детей… и на душе становится теплее. В голове появляются новые планы, касающиеся учительства и саморазвития. И я знаю, что коллектив и руководство школы меня обязательно поддержат.