Гвардеец труда. Новотроицк

Год педагога и наставника. Семейное дело

Год педагога и наставника. Семейное дело

Обычно за ужином в семье Саитовых всегда находятся общие темы для разговоров. В большинстве своём они касаются педагогики, ведь профессиональная деятельность почти всех членов этой семьи в разное время была связана именно с образованием. Даже те Саитовы, которые выбрали для себя другое ремесло, не остаются в стороне и со знанием дела поддерживают беседы. Наверное, иначе и быть не может, ведь речь идёт о педагогической династии с общим стажем работы более чем 90 лет.

Детский сад – второй дом

– Казалось бы, ничто этого не предвещало, – вспоминает свои первые шаги в качестве педагога старший воспитатель детского сада №37 Анна Саитова. – Мои родители и родственники по маминой линии вообще были медиками. Путь в педагогику избрала я сама. 

Конечно, такой выбор не был случайным. Его определили особенности характера Анны Петровны и её взгляды на жизнь. С ранних лет она любила заниматься с детьми, общаться с ними. Будучи уже выпускницей, не сомневаясь, выбрала для посещения в качестве обязательных дополнительных занятий педагогический класс. Признается, что интерес был не столько к педагогике, сколько к психологии. В Орском государственном пединституте имени Шевченко училась на факультете дошкольной педагогики и психологии.

С таким дипломом было несколько вариантов выбора дальнейшего жизненного пути. Анна Петровна тогда отдала предпочтение работе с подростками и устроилась в профессиональное училище №34. Там она работала психологом и дополнительно преподавала ряд предметов. Более 5 лет посвятила непростой работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Это занимало все больше времени и сил, но не меньше внимания требовала семья: муж и маленькие дети.

Нужно было определяться. Сначала Анна Саитова устроилась психологом в детский дом «Журавушка», а затем – старшим воспитателем. В детском саду №37 продолжает трудиться и сегодня. Общий стаж ее педагогической деятельности насчитывает уже порядка двух десятков лет. За все это время были возможности для продвижения по карьерной лестнице, но на чаше весов семейные ценности всегда перевешивали. Тем не менее работа в дошкольном учреждении – тоже большой труд, требующий максимальной самоотдачи.

– Детский сад – это второй дом. Мы с коллегами уделяем работе много внимания,  переживаем за детей, за ремонт, игрушки и оборудование. Порой душой я даже больше в детском саду, чем дома. Работа не отпускает. Но все равно стараюсь дома быть заботливой мамой и любящей женой, – отметила Анна Петровна.

Супруг – главный советчик

Здорово, когда родные люди понимают особенности работы с детьми, суть педагогической профессии. Анне Петровне в этом плане повезло – в ее окружении сразу несколько близких людей знают толк в педагогике. Общая сфера деятельности, интересы объединяют семью. Причем есть возможность не просто излить душу близкому человеку, но и получить ценный совет, ответы на вопросы, которые самостоятельно решить не удается. В этом плане Анна Саитова особенно ценит поддержку супруга – Ильи Николаевича.

Он окончил тот же факультет, что и Анна Петровна, только на два года раньше. Затем учился на коррекционного педагога. Несколько лет работал в коррекционной школе-интернате в Аккермановке. Позже, на время декретного отпуска жены, замещал ее в училище, где параллельно преподавал физическую культуру. Педагогике посвятил почти 10 лет. Сейчас его деятельность связана с одним из городских предприятий. Некоторые его ученики из интерната и училища теперь являются коллегами по работе, но по привычке называют его  по имени-отчеству. Педагог остается педагогом, как бы ни повернулась жизнь. 

– Педагога из него действительно не искоренить, до сих пор всех нас воспитывает, – рассказывает Анна Петровна с улыбкой. – Его советы помогают в сложных ситуациях. Мы с мужем знакомы еще со школьной скамьи.

Интерес Ильи Николаевича к психологии и педагогике не удивляет, ведь рядом был отличный пример для подражания – его мама. 

Педагог с большой буквы 

Александра Саитова – уважаемый человек в городе. В начале текущего года она отметила 70-летний юбилей. А до этого почти полвека посвятила учительской профессии. 

– Александра Константиновна не просто педагог, а педагог с большой буквы, – рассказывает о свекрови Анна Петровна. – Она мудрая, рассудительная, спокойная. Ученики нередко приходили к ней домой что-то уточнить, решить какой-то вопрос. Всех выслушает, каждому поможет.

А вообще-то Александра Константиновна изначально мечтала стать медиком. Но судьба распорядилась иначе. А.Саитова отучилась в Орском пединституте на преподавателя физики и математики. И уже в процессе обучения  заинтересовалась педагогикой.  Поняла, что в этой сфере она на своем месте.

После института Александра Константиновна по распределению пришла работать учителем физики в школу №3 в Новорудном. Затем 10 лет учила детей в школе №16, а после – перевелась в школу №13, где работала учителем физики, астрономии и вела классное руководство. В 1994 году ее успехи на преподавательском поприще по достоинству были оценены, ей присвоили звание «Отличник народного просвещения». Родственники давно уговаривали Александру Константиновну оставить школу, но она продолжала приходить на выручку образовательному учреждению, когда это было необходимо. И лишь недавно ушла на заслуженный отдых. 

Александра Константиновна привила интерес к педагогике не только сыну, но и дочери. Ксения Николаевна унаследовала от мамы и любовь к музыке. Она успешно окончила музыкальную школу Новотроицка, затем – Орский колледж искусств (по классу фортепиано) и Уфимскую государственную академию искусств. Сейчас вместе с мужем Ильдаром Ишбердиным преподают в музыкальной школе и колледже Магадана, параллельно работают в музыкальном драматическом театре: Ксения – в качестве концертмейстера, а ее муж – хормейстер. Ксения Ишбердина также выступает с сольными концертами. Кстати, приезжала с выступлением и в наш город. 

Продолжатель династии

Имея в окружении стольких представителей педагогической профессии, интерес к ней проявляет и младшее поколение семьи. Екатерина Лапшева, дочь Анны Петровны, как губка впитывала в себя от родственников-педагогов стремление научить, воспитать, помочь адаптироваться, поддержать в нужный момент, быть неравнодушным к чужим проблемам.

– Летом в старших классах часто приходила к маме в детский сад помогать. К примеру, мне поручали белить деревья, цветы полить, присматривать за детьми. Я легко находила общий язык с детками с особенностями развития, была знакома со всеми воспитателями в саду. Поняла, что работа с людьми мне по душе, – рассказывает Екатерина Владимировна.

Изначально Екатерина Лапшева освоила профессию психолога в Челябинском педагогическом университете. Это помогло ей лучше понять детей с особенностями развития и подтолкнуло к овладению специальностью дефектолога. И она осваивает это направление в магистратуре.

– Я занималась в игровой форме с детками с особенностями развития, которые есть у моих знакомых. Результаты таких занятий были заметны. Поняла, что работа с такими детьми – это мое призвание, – рассказала Екатерина.

Вернувшись в Новотроицк, устроилась работать учителем-дефектологом в детский сад №37, а позже – ещё и в Центр ресоциализации граждан «Семья». Работает здесь уже второй год. На вопрос, не сложно ли молодому специалисту работать с такой нагрузкой, Екатерина отвечает: «Детям нужна моя помощь».

Пожалуй, при выборе будущей профессии свою роль сыграли заложенные в детстве семейные ценности. 

– Маму считала авторитетом. Я всегда её понимала, или она просто хорошо умела объяснять, все-таки педагог. Вероятно, роль в моем выборе сыграл и папа. Он очень начитанный, много всего знает, имеет большой практический опыт работы. Мы нередко всей семьёй обсуждаем волнующие нас вопросы, делимся информацией, нам вместе интересно, – отмечает Екатерина.

Брат Екатерины – Егор – в этом году только заканчивает учёбу в школе. Подходит время определиться с профессией. Но не будем забегать вперёд...