Гвардеец труда. Новотроицк

В вихре танца...

В вихре танца... В вихре танца... В вихре танца... В вихре танца... В вихре танца... В вихре танца...

Публикация от 12.07.20223 г.

Образцовый ансамбль танца «Детство», созданный в 1979 году в Доме пионеров, а ныне базирующийся в Центре развития творчества детей и юношества, широко известен в Новотроицке, как и его организатор и бессменный руководитель – Ольга Марышева. Профессиональный путь Ольги Александровны как педагога дополнительного образования интересен не только творческими достижениями: в нем четко прослеживается преемственность наставничества.

Всё началось с увлечения

Наша героиня любила музыку и танцы с ранних лет. Как и многие девочки, наряжалась в мамины платья и украшения, вдохновенно подпевала исполнителям, выступавшим по телевидению. Кстати, в семейном архиве Марышевых сохранилось фото, запечатлевшее маленькую Олю в сценическом образе. Творческие задатки прорастали в душе девочки и ждали своего часа – появления в ее жизни талантливого наставника. И такое время пришло.

– Народными танцами я начала заниматься с первого класса, – рассказывает Ольга Александровна. – В шестую школу, где я училась, на классный час пришла хореограф детского сектора Дворца культуры металлургов Мария Илларионовна Кривоносова. Я даже не помню, почему именно я захотела научиться танцевать, но зато в памяти сохранилось, какой восторг вызвало у меня первое занятие. Не могу сказать, что я приняла осознанное решение заниматься танцами: любовь к музыке и хореографии ощущалась на уровне эмоций, вызывала душевный подъем.

Оле нравилось выступать на сцене, исполняя роли – то русской девицы-красавицы, то заводной куклы, то сказочной зверушки… Репертуар коллектива М.Кривоносовой отличался многообразием. Но при этом девочка очень быстро усвоила: как много упорного труда стоит за веселым, воздушным и задорным выступлением, какой дисциплины требует танец!

– Мария Илларионовна была необычайным наставником: прекрасно умевшая увлечь, мотивировать своих воспитанников, она была очень строгой, – продолжает Ольга Александровна. – В общении с детьми не допускала фамильярности, мы не слышали от нее никаких «зайчиков», «милых», «моих хороших». Никогда она не преувеличивала наших успехов, не раздаривала многословных комплиментов. Зато каждая похвала, будучи искренней и по-настоящему заслуженной, оказывалась величайшей наградой.

Экзамен на преданность любимому делу

Ольга Александровна признается, что, еще будучи шестиклассницей, она решила посвятить себя танцам. 

– Я тогда не задумывалась, какую именно специальность хочу получить – педагога, хореографа, клубного работника, – подчеркивает Ольга Марышева, – но видела себя только в сфере искусства. 

Однако уже на следующий год нашей героине пришлось, образно выражаясь, пройти непростой экзамен на преданность любимому делу.

– Известный в городе хореограф пригласил меня и двух моих подруг в свой коллектив, – вспоминает Ольга Александровна. – Девчата сразу же согласились. Подумав, хотела было и я принять предложение. Но Мария Илларионовна выступила категорически против, твердо объяснила: дескать, ты, Оля, солистка, на тебе завязано много номеров, и ты просто не имеешь права оставлять студию, подводить товарищей.

Юная Оля очень расстроилась и со свойственной подросткам категоричностью надумала вообще бросить танцы. Примечательно, что у нее даже и мысли не возникло, чтобы ослушаться любимого наставника. Впрочем, Мария Илларионовна не позволила ученице совершить опрометчивый шаг: пришла к ней домой и настоятельно посоветовала вернуться.

Наверное, тогда Ольга Александровна окончательно поняла – никакой соблазн не должен сбивать человека с избранной стези.

Как родилось «Детство»

По окончании Оренбургского культурно-просветительного училища, где Ольга Марышева получила специальность руководителя самодеятельного танцевального коллектива, клубного работника, она отработала положенный для молодого выпускника срок в клубе совхоза имени Михаила Калинина, а затем вернулась в Новотроицк.

– Сразу начать работать по специальности у меня не получилось, – говорит она. – С полгода трудилась в сортопрокатном цехе ОХМК маркировщицей, но при этом постоянно держала связь с Марией Илларионовной: она приглашала меня на свои занятия во Дворце культуры металлургов, например, помочь поставить новый танец или усовершенствовать уже проверенный временем номер. Естественно, мне было очень приятно, что опытный и знающий наставник доверяет мне и советуется со мной.

Кстати, именно Мария Илларионовна сообщила Ольге Александровне о том, что в Доме пионеров появилась вакансия.

– В то время Домом пионеров руководила Антонина Николаевна Попова, она сразу же приняла меня на работу и сообщила, что предстоит создавать детский коллектив, как это сегодня говорится, с нуля, самостоятельно набирать группы, – отмечает Ольга Александровна. – Я ходила по школам, разговаривала с педагогами, ребятами. Дети откликались на предложение заняться народными танцами с удовольствием. Так и появился наш ансамбль «Детство». Его костяк составляли ученики младших классов из школ №№ 10, 16 и 17. Кроме того, многие учителя приводили ко мне на занятия детей после уроков.

Творческая находка – результат поиска

Ольга Александровна не привыкла работать по шаблону: она всегда ищет оригинальные подходы к решению творческих и организационных задач, открыта для идей. Так, еще будучи начинающим педагогом, она прислушалась к совету своего руководителя – А.Поповой.

– Антонина Николаевна как-то раз спросила, почему мы при постановке творческих номеров не используем сюжетный подход, – делится Ольга Александровна воспоминаниями. – Я задумалась над ее словами, и задумка показалась мне интересной. Понимала, что реализация этой задачи потребует дополнительных усилий: постановка выступлений, изготовление декораций, освоение новых танцевальных элементов. Но в успехе не усомнилась. И вот в репертуаре «Детства» появились сюжетные номера. Первым был  «Красная шапочка». Танцевали не только девочка, волк и другие персонажи известной сказочной истории, но даже цветы и грибы. Такие выступления нравились и юным артистам, и их родителям и зрителям не меньше, чем классические народные танцы.

А еще через несколько лет наша героиня нашла способ решить, пожалуй, главную проблему любого танцевального коллектива – нехватку мальчиков в его составе. 

– Я долго думала о том, как сделать занятия народными танцами привлекательными для мальчиков, и в конце восьмидесятых с этой задачей удалось справиться, – рассказывает она. – В то время я не только возглавляла «Детство», но еще и вела ритмику в школе № 17. Благодаря этому, мне часто удавалось приглашать мальчиков в ансамбль. Но привлечь ребенка мало, надо еще и увлечь его, чтобы он захотел заниматься на постоянной основе.

Для этого Ольга Александровна попросила содействия у известного преподавателя из Орска – Владимира Карнаухова. Он пошел навстречу коллеге и поставил несколько танцев для ее ребят. И это были настолько яркие, заряжающие позитивом и хорошим настроением постановки, что даже те мальчики, которые начинали посещать ансамбль с подачи учителей, очень скоро стали заядлыми танцорами. Как вспоминает Ольга Александровна, особенно популярным был номер «Яблочко», поставленный на основе одноименной песни. 

Профессия по наследству

В настоящее время образцовый ансамбль танца «Детство» в городском Центре развития творчества детей и юношества посещают 120 ребят. Среди воспитанников Ольги Марышевой – сыновья и дочери ее первых учеников. А надежная помощница Ольги Александровны – ее младшая дочь Елена Анатольевна Калашникова, тоже педагог дополнительного образования. Наша героиня отмечает, что Елена внесла свежую струю в деятельность ансамбля, обогащая традиционные номера элементами современной хореографии.

– Не буду скрывать, мне очень хотелось, чтобы обе мои дочери занимались танцами, – признается Ольга Александровна. – И поэтому была рада, когда их детско-юношеское увлечение превратилось в профессию. Моя старшая дочь Виолетта Анатольевна сегодня живет и работает в Балашихе, преподает хореографию детям военнослужащих дивизии имени Дзержинского. Занимаются танцами и мои внуки. Возможно, кто-то из них впоследствии захочет стать продолжателем заложенной нами профессиональной династии. Это было бы просто замечательно.