Гвардеец труда. Новотроицк

Жертвами мошенников становятся не только неискушённые пенсионеры

Жертвами мошенников становятся не только неискушённые пенсионеры

В настоящее время, когда посредством Интернета можно решить множество вопросов, от подачи заявлений в официальные структуры до совершения сделки купли-продажи, возросло и количество преступлений, совершенных с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Злоумышленники проявляют недюжинную находчивость: если еще несколько лет назад на их уловки попадались, главным образом, неискушенные пенсионеры, то сегодня среди потерпевших – большое количество молодых людей и граждан среднего возраста. 

Эффект неожиданности

Редкому человеку сегодня – хотя бы раз в месяц – не поступает телефонные звонки из банка: распространены предложения оформить кредит, объединить уже имеющиеся, оформить карту и так далее. Многие вешают трубку уже на первых минутах разговора. Однако преступники умеют удержать внимание собеседников.

– Злоумышленник представляется гражданину сотрудником того или иного банка и без лишних вступлений сообщает человеку о том, что у него возникли серьезные проблемы, – рассказывает врио начальника отдела полиции № 3 МУ МВД России «Орское» Иван Филягин. – Говорят о том, что некто пытается оформить на имя этого гражданина кредит или снять с его счёта крупную сумму денег. Ситуация преподносится как экстренная: неизвестные каким-то образом получили доступ к счету человека, но у него есть выход – перевести свои денежные средства на резервный счет. Как вариант: он должен скачать специальное приложение, гарантирующее безопасность уже имеющегося счета. К слову, сами приложения могут иметь, как говорится, весьма презентабельный вид, но все они выполняют одну-единственную функцию – дают злоумышленникам возможность удаленного доступа к личному кабинету человека. Все происходит очень быстро – буквально за несколько минут: взволнованный гражданин, спеша обезопасить себя, переходит по присланной ссылке, скачивает приложение, сообщает лжесотруднику данные своей карты. И тут же со счета потерпевшего списываются денежные средства.

Два в одном

Также распространены случаи, когда злоумышленники представляются сотрудниками силовых структур. Мужчина называет свое имя, должность и звание. Причем говорит, что он звонит из Москвы или Санкт-Петербурга. Сообщает собеседнику, что с его счета некто пытается перевести деньги на счет человека, который в настоящее время проживает в районе Киева. 

Здесь расклад такой: «товарищ майор» говорит, что по его распоряжению на трансакцию наложен запрет, но требуется выяснить обстоятельства происходящего, поскольку действия неизвестных могут быть связаны с готовящимся на территории России террористическим актом. Он строго спрашивает: знакома ли человеку фамилия несостоявшегося получателя его денежных средств, есть ли у него в Киеве родственники. Задаются и другие вопросы. Если человек заподозрил неладное и выразил недоверие, отказался отвечать на вопросы, «страж закона» может сказать, что его собеседник ведет себя крайне подозрительно – как пособник экстремистов.

– Когда нужная степень доверия достигнута, – продолжает Иван Иванович, – человека «переключают» на банковского менеджера по безопасности. А далее ситуация развивается по описанному ранее сценарию.

Небезопасные сделки

– Ряд новотройчан потеряли свои деньги, совершая сделки купли-продажи в Интернете, – говорит Иван Филягин. – Причем все потерпевшие пользовались специально предназначенными для этих целей сетевыми платформами. Их ошибка заключалась в том, что люди использовали «нестандартные» способы оплаты. Покупатель или продавец под разными предлогами отказывались от простого перевода денежных средств: с карты – на карту. Взамен предлагали использовать «современные приложения», которые на самом деле позволяли списывать деньги с их счета. 

Так, один молодой мужчина, желавший продать компьютер,  нашел через Интернет покупательницу, скачал по присланной ею ссылке программу. И когда нажал на кнопку «Получить деньги», с его счета тут же ушло 16 тысяч рублей.

Некоторые злоумышленники жалуются продавцам, что никак не могут перевести им деньги за покупку. Говорят, что для совершения трансакции им нужен CV-код банковской карты. Через несколько минут вновь выходят на связь: дескать, нужен еще и СМС-код. А когда со счета пострадавшего списываются деньги, покупатель моментально оказывается вне зоны доступа.

– Все случаи краж, совершенных с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, объединяет одна важная деталь, – подчеркивает Иван Филягин, – под разными предлогами человека вынуждают сообщить CV-код его банковской карты, а затем – СМС-коды, поступающие ему на телефон. В связи с этим я настоятельно рекомендую горожанам не делать этого ни при каких обстоятельствах. Запомните: эти данные не нужны, чтобы перевести на ваш счет плату за товары или услуги, их у вас не будут требовать ни работники банка, ни – тем более – сотрудники полиции, следственного комитета или прокуратуры.

С начала года в Новотроицке зарегистрировано свыше 30 краж, совершенных с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Половина из них раскрыта сотрудниками полиции, уголовные дела направлены в суд.