Гвардеец труда. Новотроицк

Семейное призвание

Семейное призвание Семейное призвание Семейное призвание Семейное призвание Семейное призвание Семейное призвание

Публикация от 27.09.2023 г.

Учитель начальных классов школы № 15 Диана Ташбулатовна Воронина, чей портрет в этом году был занесен на городскую Доску почета, посвятила профессии педагога более трех  десятков лет. Сегодня она – вторая мама для своих учеников, прекрасный товарищ для опытных коллег и заботливый наставник для начинающих учителей. Про таких, как она, говорят: прирожденный инженер человеческих душ.

При виде того, с какой любовью на нее смотрят дети, с каким уважением к ней относятся родители, даже не верится, что изначально Диана Ташбулатовна не хотела быть педагогом.

Мамины наставления

– Будучи школьницей, я мечтала работать в милиции, – с улыбкой признается Диана Ташбулатовна, – хотела стать экспертом-криминалистом. Как и многие мои сверстники, любила читать детективы. Восхищалась героями фильмов «Следствие ведут знатоки», «Визит к минотавру», «Место встречи изменить нельзя», увлекалась отечественными криминальными сериалами. Нередко, просматривая очередную ленту, я не просто следила за перипетиями сюжета, а еще анализировала улики, наблюдала за участниками кинодействия, чтобы самостоятельно установить, кто именно является преступником. И у меня это очень часто получалось. В общем, я уже видела себя в милицейской форме. Однако моя мама, София Хайбрахмановна, не относилась серьезно к моему хобби и настояла на том, чтобы после десятого класса я подала документы в педагогический институт.

В порядке юношеского протеста наша героиня специально «завалила» вступительные экзамены. Однако София Хайбрахмановна не собиралась отступать: буквально за руку привела дочь в городское управление образования. Возглавлявший его в то время Виктор Алексеевич Вдовин предложил девушке место вожатой в аккермановской школе.

– Коллектив школы во главе с директором Тамарой Васильевной Шушкановой настолько тепло встретил меня, что я почувствовала себя частью большой дружной семьи, – говорит Диана Ташбулатовна. – Здесь же я получила свой первый опыт школьного преподавания: на втором году работы мне предложили вести занятия в первом классе. Сначала я очень волновалась, а потом почувствовала: как же это прекрасно видеть детей, которые с горящими глазами, внимательно ловят каждое слово своего учителя. И с тех пор я даже не представляла себя в какой-то другой профессии. В качестве дополнительной занятости работала в детском интернате – там же, в Аккермановке.

Я искренне благодарна своей маме за то, что она, заметив во мне учительские задатки, привела меня в педагогику, а также Виктору Алексеевичу Вдовину, который отправил меня в замечательный педагогический коллектив.

Добрая сестра и строгая учительница

Честно говоря, маме нашей героини было не так уж сложно разглядеть в дочери педагогические задатки. Она и сама много лет работала педагогом: вела уроки в средней школе, а также обучала взрослых башкирскому языку. Всегда ратовала за то, чтобы люди не отрывались от своих национальных корней, не забывали культуру своих предков. К слову, в настоящее время она трудится библиотекарем в школе № 15.

– Когда я была подростком, то очень любила играть в школу, – рассказывает Д.Т. Воронина. – А моей первой ученицей стала младшая сестра Мариам, за которой я присматривала, пока мама была на работе. Кстати, заметив, с каким удовольствием я обучаю сестренку чтению и письму, мама даже приобрела для нас небольшую школьную доску и парту. 

Учительницей я была строгой. Доходило и до того, что Мариам жаловалась маме на меня из-за больших домашних заданий, но та объясняла ей: требования учительницы необходимо выполнять. Сестренка вновь садилась за уроки, а мне тут же становилось ее жалко: начинала помогать ей. Бывает, напишу за нее половину упражнения, а когда она закончит – тут же похвалю. Сейчас сестра не живет в Новотроицке, но когда мы с ней встречаемся или разговариваем по телефону, то нередко с большой теплотой вспоминаем наши детские уроки. А парту и школьную доску мы с мужем до сих пор храним в гараже.

Наставничество – процесс обоюдный

В 1988 году Диана Ташбулатовна покинула аккермановскую школу, чтобы стать студенткой-очницей педагогического училища.

– Честно говоря, я надеялась вернуться в коллектив после получения диплома, – продолжает наша Д.Воронина. – Но жизнь скорректировала мои планы: я устроилась на работу в школу № 15. И знаете, ни разу не пожалела об этом. Кстати, в этом году исполняется 30 лет, как я переступила ее порог в качестве учительницы начальных классов.

Диана Ташбулатовна подчеркивает: с первых же недель работы в школе № 15 она чувствовала себя так, словно всю жизнь находилась в этом коллективе. Директор Людмила Николаевна Баранова, завуч Татьяна Ивановна Пикалова помогли ей освоиться, а коллеги всегда были готовы подбодрить, поддержать, дать дельный совет.

– Наставничество в нашей школе носит особенный характер, – подчеркивает наша героиня. – Понятно, что за новичком, как и везде, закрепляют опытного и знающего специалиста, но при этом буквально каждый педагог с готовностью делится с молодым учителем своим опытом. Это касается абсолютно любого аспекта, например, планирования уроков, организации внешкольных мероприятий, выстраивания эффективного взаимодействия с родителями, поиска индивидуального подхода к детям. Лично я была рада, когда мои уроки посещали руководители: они подробно разбирали занятия и давали хорошие методические рекомендации.

А однажды случилось так, что Диана Ташбулатовна получила от руководителя импульс к серьезному расширению спектра своих профессиональных умений.

– Несколько лет назад директор школы Наталья Александровна Тарских предложила мне помимо уроков для «первышей» вести еще и географию, – продолжает Д.Воронина. – Я даже немного растерялась, но она сказала мне: «У тебя получится». И ее слова меня вдохновили.

В настоящее время Диана Ташбулатовна возглавляет школьный методический совет, и она уже сама поддерживает начинающих педагогов, воодушевляет их на профессиональные свершения. Среди молодых учителей школы № 15 – и бывшая ученица нашей героини Ирина Андреевна Кудлаева. Еще две девушки, для которых Диана Ташбулатовна в свое время стала первой учительницей, сейчас получают педагогическое образование.

– Мне очень нравится работать с молодыми специалистами, – говорит наша героиня. – С одной стороны, приятно делиться с ними наработками и видеть, как они под твоим чутким руководством становятся более уверенными в себе. С другой стороны, я сама учусь у них новому. Прогресс не стоит на месте: сегодня в педагогических вузах студенты получают много информации об организации учебного процесса в условиях цифровизации. Я всегда была уверена: наставничество – процесс обоюдный.

Три поколения педагогов – не предел?

Диана Ташбулатовна – не единственная учительница в своей семье. Мама многие годы своей жизни отдала детям и педагогике. Долгое время в этой сфере трудилась и ее свекровь – Анна Семеновна. А теперь и дочь Д.Ворониной, Юлия Андреевна Андрющенко, преподает студентам в Новотроицком политехническом колледже.

– Вообще-то дочь изначально не хотела следовать по моим профессиональным стопам, – отмечает Диана Ташбулатовна. – Говорила, что никогда не пойдет в педагогику: дескать, насмотрелась на то, как я работаю практически круглосуточно. Я не настаивала, хоть и видела: по складу характера она вполне может стать хорошим учителем. В общем, получила Юлия, как говорится, промышленную профессию и несколько лет трудилась на одном из предприятий города. 

Однажды, во время посиделок за чаем, мама с дочкой разговорились, и Юлия Андреевна призналась, что была бы не против попробовать себя в педагогике. Диана Ташбулатовна горячо поддержала ее.

Вот так и сложилась педагогическая династия из трех поколений.

Через год внучка Д.Ворониной, маленькая София, пойдет в первый класс. Захочет ли она стать учительницей в будущем – сама любящая бабушка не загадывает так далеко. Но все же ей приятно осознавать: если София решит продолжить педагогическую династию, семья поможет ей не только всемерной поддержкой и верой в ее силы, но и богатым опытом преподавательской работы.