Гвардеец труда. Новотроицк

На книжной полке. Сохранить верность себе

На книжной полке. Сохранить верность себе

Остаться собой, не отступить от принципов и убеждений, не отказаться от собственной личности вопреки соблазнам или опасностям – очень сложно, а зачастую – и очень страшно. Но потерять себя – гораздо ужаснее. 
Героям книг, о которых сегодня пойдет речь в нашей традиционной рубрике, удалось сохранить верность себе.
О документальной повести советского автора Василия Пескова «Таёжный тупик» и художественном произведении шведской писательницы Мариэтт Линдстин «Секта с туманного острова» рассказывает библиотекарь детской библиотеки «Алые паруса» Жанна Нуржанова.

Просто – жизнь

– Документальная повесть Василия Пескова «Таежный тупик» (18+) вышла в свет в 1990 году, – рассказывает Жанна Александровна. – Она посвящена семье староверов Лыковых. В начале восьмидесятых это имя было на слуху, историю о «таежных людях» страна узнала из публикаций в газете «Комсомольская правда». Читатели были поражены рассказом о Лыковых, которые много лет жили, никак не контактируя с «большим миром». 

Сегодня молодежь едва ли знает что-то о Лыковых, поэтому приведем небольшую историческую справку. Глава семьи – Карп Иосифович Лыков – родился в сибирской старообрядческой общине. В 1929 году Лыковы вместе с другими семьями ушли еще дальше в тайгу – в верховье реки Абакан. В силу различных причин Лыковы все больше и больше отдалялись от «мирских» населенных пунктов и в итоге оказались глубоко в тайге. В 1946 году военные топографы обнаружили их вблизи реки Еринат, и Лыковы, опасаясь выселения,  оставили обжитое место. А через два года с ними случайно встретилась группа туристов. И семья опять же сделала всё, чтобы избежать контактов с цивилизованным миром. В 1978 году геологи случайно обнаружили Лыковых при обследовании реки Большой Абакан. 

Василий Песков, который посетил место, где обитали Лыковы, провел там некоторое время, познакомился с историей и бытом семьи, рассказал об этих людях подробнее. 

Семья Лыковых состояла из шести человек: глава семейства – Карп Осипович, его жена – Акулина и дети – Савин, Наталья, Дмитрий и Агафья. Они происходили из старообрядцев, которые после Никонианской реформы уходили в тайгу, в глухие места. Удивительно, что они смогли жить дедами избранным укладом в двадцатом веке. И даже в восьмидесятых не хотели покидать насиженного места, а главное – отказываться от своей жизни.

Лыковы добывали огонь из кресала, выращивали картошку, запасались кедровыми орешками, которые представляли собой и источник витаминов, и лекарство. Дни семейства проходили в трудах и в молитве. Лыковы – глубоко верующие люди, они отказались от благ цивилизации, говорили: «Нам это не можно». Они сталкивались с тяжелейшими испытаниями: голодом, нападениями диких животных, жестокими болезнями. Супруга Карпа Осиповича учила детей читать и писать, шила им одежду. Наравне с мужем она секла и корчевала лес, занималась укладкой сруба, рыла погреб, выполняла другую тяжелую работу. Автор книги не смог познакомиться с этой женщиной: она умерла от «надсады» и тяжелого недуга. 

– Рассказывая в своей книге о старшем из детей Лыковых – Савине, Василий Песков отмечает, что мужчина был очень нетерпим к нарушению церковных обрядов и считал неправильным, что семья общается с геологами, – продолжает Жанна Александровна. – Большое внимание автор уделил Агафье Лыковой – самой младшей в семье, которая даже после смерти отца в силу своих убеждений отказалась жить «в миру». Василий Михайлович отмечает детскость и непосредственность этой уже взрослой женщины. Она умела радоваться солнцу, теплу, хорошей погоде, пению птиц. В ее мире не было места суете, а только ежедневные заботы, тайга, молитва и труд. Автор «Таежного тупика» также говорит о стойкости и кротости Агафьи. На вопрос, как же ей удалось пережить то или иное испытание, женщина неизменно отвечала: «Я молилась».

В целом же жизнь обитателей таежного тупика описывается Василием Песковым с таким огромным пониманием, сочувствием и уважением, что читатель и сам проникается симпатией к этим людям, начинает сопереживать им, восхищаться их жизнестойкостью и верой в Бога.