Гвардеец труда. Новотроицк

В памяти и в сердце – навсегда

В памяти и в сердце – навсегда

Анатолий Алексеевич Тепляшин – один из ветеранов «Гвардейца труда». Член сразу двух творческих Союзов – писателей и журналистов России. Он и сегодня не порывает связей с газетой, представляя стихотворное  творчество наших земляков в выпусках «Литературных страниц». В канун юбилея «Гвардейца» А.Тепляшин ответил на вопросы  редакции.

Анатолий Алексеевич, интересно было бы узнать, как Вы пришли в газету? Где до этого работали?

Официально, на полную ставку, я пришёл в городскую газету в 1996 году уже зрелым человеком. И поработать мне пришлось до того во многих местах. Но, если брать предшествующий период, то я работал на освобождённой основе в городском Совете народных депутатов (Малый Совет), курировал все социальные учреждения города, а также вёл депутатский пресс-центр. В октябре 1993 года, после известных событий в Москве, перешёл работать в комитет по культуре администрации города.

В это же время работал по договору в редакции городской газеты и во Дворце культуры металлургов. Как уже сказано выше, в 1996 году я из комитета по культуре перешёл работать в «Гвардеец труда», не расставаясь с Дворцом, где работаю и по сегодняшний день методистом и сценаристом.


Но связь с городской газетой у меня была давняя. Примерно с 1976 года, вернувшись в Новотроицк после службы в ВМФ и работы на рыболовецких траулерах в Атлантике, я стал, так сказать, бессменным рабочим корреспондентом «Гвардейца труда». Только писал я не промышленные заметки, а заметки о культуре и литературе, публиковал в газете свои стихотворения и стихотворения участников литературного объединения города. И до сих пор, за что спасибо редакции городской газеты, в ней постоянно публикуются «Литературные страницы» с произведениями новотроицких авторов. Удивительно, но факт: литературные традиции, заложенные почти пятьдесят лет назад, сохраняются в газете и сегодня.

Вы долгое время возглавляли отдел культуры. (Кстати, далеко не в каждой газете он был). Как находили темы для публикаций, кто был героями Ваших материалов? Расскажите о наиболее памятных встречах.

Да, действительно, в городской газете «Гвардеец труда» я вёл отдел культуры, литературы и искусства. Такие отделы есть не во всех областных газетах, в городских – это тем более редкость. Не так уж много происходит в небольшом городе культурных событий, чтобы их регулярно освещать на страницах газеты. Создавая отдел культуры под определённого человека, редактор «Гвардейца» Владимир Иванович Волгин, как он сам говорил, исходил из того, что подобный отдел при газете только тогда будет иметь оправдание, когда он не просто займётся освещением культурных событий в Новотроицке, а сам станет фактом городской культуры. Скромно это звучит или нескромно, но я был членом Союза писателей СССР (России), автором четырёх поэтических книг и многочисленных коллективных сборников, руководителем городского литературного объединения.

Поскольку и в городском Совете я занимался вопросами культуры, и тем более в комитете по культуре, и во Дворце работал с 1987 года, то мне не нужно было искать темы для публикаций. Они сами меня находили в лице наших замечательных работников культуры. Но ведь это только верхушка айсберга. А сколько талантливых людей в городе, которые не работали в учреждениях культуры. Сколько у нас пишущих людей, сколько художников и музыкантов, сколько замечательных солистов, драматических артистов. Как находить темы для публикаций? Да возьмите любой взрослый самодеятельный коллектив Дворца, там каждый человек – это тема, это судьба, это яркая личность. Даже среди детей проявляются такие таланты, которые достойны, чтобы о них знали люди. Достаточно сказать, что из Новотроицка вышли семь членов Союза писателей России, трое из них ещё члены СП СССР. Видимо, в нашем городе существует какая-то определённая атмосфера для рождения литературных талантов. И эти таланты нужно развивать и поддерживать. Пусть не каждый год, но мы выпускаем в Новотроицке свой литературно-художественный альманах «Вечерние огни», что тоже практикуется далеко не в каждом городе.

Памятных встреч у меня было очень много, и речь вовсе не идёт о заезжих знаменитостях. Это наши земляки, наши родные люди. Мидхат Мулюков, создатель и руководитель татаро-башкирского коллектива «Юллар». О нём я рассказал в очерке «Мастер на всю душу». Он действительно был мастером на все руки и на всю душу. Писал заметки в газету. Замечательная наша певица Ольга Мельник («Заплутавшее счастье Ольги Мельник»). Режиссёр и руководитель народного театра драмы Валентина Ивановна Каменская («Тысяча и одна роль Валентины Каменской»). Поэт, участник Тоцких событий Виктор Григорьевич Шемякин (очерк «Атомные солдаты – обугленная судьба»). Артист народного театра драмы Евгений Потёмкин («Искромётный талант»). И, поверьте мне на слово, этот список очень и очень длинный.

Вся Ваша жизнь связана с творчеством. Какое-то время возглавляли городское литобъединение. Местные литераторы даже собирались в редакции. Расскажите об их сотрудничестве с газетой и о том, как это увлечение в дальнейшем отразилось на их жизненном пути.

Литературная группа была организована в Новотроицке в октябре 1966 года при редакции городской газеты. Руководителем её был Александр Матвеевич Цирлинсон. Где-то с восьмидесятых годов я возглавил литгруппу и превратил её со временем в литературное объединение. То есть мы прекратили наши постоянные общие занятия, перешли на индивидуальные консультации, а собираться стали по значительным событиям. Творческим нашим изданием стал альманах «Вечерние огни», а также постоянные публикации «Литературных страниц» в городской газете.

Когда я работал в ней, ко мне постоянно приходили в редакцию наши литераторы, художники и другие творческие люди города. Тут были и литературные консультации, и беседы по душам, и деловые разговоры, касающиеся издания книг. Работе это, конечно, мешало, но я не сетовал, ведь на то и отдел культуры и литературы, чтобы работать с творческими людьми.

И если говорить о сотрудничестве пишущих людей с газетой, то в этом оно и заключалось. Многие из творческих людей писали заметки в газету, и многие получали здесь профессиональные литературные консультации. И больше нигде. У нас есть Дворец с десятками творческих коллективов, музыкальная и художественная школы, школа искусств, но литераторы могли пойти только в редакцию. И на молодых ребятах это общение, я думаю, отразилось. В какой степени, это уже другой вопрос. Некоторые поступили в Литературный институт, некоторые пошли в журналистику, в педагогику и даже в политику.  

Вспомните о коллегах-журналистах, с которыми в то время работали. Многие из них были настоящими профессионалами-газетчиками. Как работалось? Что оказалось наиболее памятным?

Так получилось, что в городской газете всегда работали настоящие профессионалы своего дела. Мой старший товарищ Валентин Семёнович Карга был не только замечательным газетчиком, но и человеком, любящим поэзию, литературу. Он и о моём творчестве писал материалы, и все его замечания были верными и точными. Его жена Светлана Стефановна Кравцова, по её словам, поэзию не понимала и не любила, но это не мешало нам поддерживать хорошие дружеские отношения. Мы с ней и в городском Совете поработали вместе, и в редакции. В отличие от меня, она могла работать в любой обстановке, в самой суматошной, и всегда выдавала материалы в срок, в отличной творческой форме. А темы она брала сложные, проблемные. Мой товарищ Виктор Михайлович Шитин был фотокорреспондентом, но его отношение к работе, его творческие возможности всегда производили на меня большое впечатление. Об этом я написал в очерке «Наука побеждать» Виктора Шитина». С добрыми чувствами вспоминаю ответственного секретаря газеты Татьяну Константиновну Пылёву и зам. редактора Антонину Васильевну Овсянникову. 

Надо сказать, что коллектив редакции был довольно дружным, и отношения были хорошими. А для меня, как человека с ранимой творческой душой, добрые отношения в коллективе значат очень много. Понимаю, что это мой недостаток, но тут уж ничего не поделаешь.

Так получилось, что из 80-ти лет «Гвардейца труда» более половины этого срока я связал с городской газетой. Каждый день работы в редакции – это всегда приключения, встречи с новыми людьми. Это не забывается, остаётся и в памяти, и в сердце.

Вопросы задал Кирилл КЛЕМЕНТОВ.