Гвардеец труда. Новотроицк

Помочь ребёнку совершить своё открытие

Помочь ребёнку совершить своё открытие Помочь ребёнку совершить своё открытие

Публикация от 29.11.2023 г.

Имя учителя русского языка и литературы Лицея № 1 Новотроицка Ольги Чуриловой хорошо известно в Новотроицке. В прошлом году портрет Ольги Васильевны был помещен на городскую Доску почета, а не так давно учитель словесности была награждена, в числе первых в области, знаком отличия «Педагог Оренбуржья» за выдающиеся заслуги в сфере образования. Ученики Ольги Васильевны неоднократно становились стобалльниками Единого Государственного экзамена по русскому языку и литературе, повышая таким образом свои шансы на поступление в престижные вузы. Но самое главное: для большинства своих учеников О.Чурилова стала любимым учителем – тем человеком, который научил мыслить, открыл глаза на богатство человеческой души.

Всё началось с открытия

– Знакомство детей с новым автором я всегда начинаю с рассказа о личности литератора, – говорит Ольга Васильевна. – Невозможно по-настоящему понять произведение без того, чтобы проникнуться судьбой писателя, осознать, какие перипетии его жизни, личные драмы, взлеты и падения вдохновили его на написание книги. Такой подход я переняла у своей учительницы Татьяны Владимировны Мартынюк. Помню, как она показала нам, своим ученикам, личность Владимира Маяковского. Я увидела за чеканными строками человека с очень жестким характером, но и с безмерно чуткой и ранимой душой. И это оказалось для меня большим личным открытием. С тех пор Владимир Маяковский стал моим любимым поэтом. 

Этот эпизод школьного детства оказался для нашей героини – без преувеличения – судьбоносным. Ее мама, Тамара Михайловна, которая посвятила свою жизнь педагогике и всегда была непререкаемым авторитетом для своих дочерей – Ольги и Татьяны, относилась к творчеству Маяковского, скажем так, весьма спокойно. И вот юная Ольга поняла: мнение учителя может оказаться более веским, чем точка зрения самого близкого человека. Это первое.

А второе, именно когда благодаря учителю девушка испытала радость личного открытия, она впервые задумалась о выборе педагогической специальности. Ведь до этого она даже не рассматривала такую перспективу.

– Из-за учительской занятости маме не удавалось уделять нам с сестрой много внимания, – говорит Ольга Васильевна. – Помню, как, будучи маленькими, мы с Таней заглядывали через стеклянную дверь в комнату, где мама готовилась к урокам, как прятались под ее рабочим столом, покрытым большой скатертью, чтобы просто побыть рядом. 

Размышляя о будущем, наша героиня мечтала о профессии криминалиста или химика. Когда юная Ольга приехала в Томск подавать документы в государственный университет, она грезила именно о химическом факультете. Но, когда зашла в двери приемной комиссии, то… засомневалась и, буквально повинуясь минутному порыву, отдала предпочтение филологическому факультету.

Сегодня Ольга Васильевна признается, что о своем выборе она никогда не пожалела.

Учёба – процесс непрерывный

В силу семейных обстоятельств Ольга Чурилова после четвертого курса перевелась в Орский государственный педагогический институт. Осталась жить в Новотроицке.

– Здесь я впервые оказалась, приехав в гости к друзьям, – говорит она. – Хотя я всегда считала мой родной Медногорск очень хорошим, уютным городом, Новотроицк мне понравился больше. Здесь чувствовалось движение жизни: развивались предприятия, было много молодежи, перед начинающими специалистами открывались большие перспективы.

Ольга Васильевна начала работать еще студенткой – в 1986 году. Кстати, первые десять лет своей педагогической деятельности она провела в школе № 7, где теперь продолжает трудиться после переезда в это здание коллектива второго корпуса лицея № 1.

– В то время директором здесь была Александра Григорьевна Савинкова, – вспоминает О.Чурилова. – Мне посчастливилось трудиться с такими прекрасными профессионалами, как Наталья Сергеевна Вдовина, Надежда Александровна Борискина, Вера Ивановна Халик, Анна Константиновна Полищук, Надежда Николаевна Завалишина, Вера Романовна Файзуллина, Анна Константиновна Бедных. Я очень благодарна школе и всему коллективу за те десять лет, которые провела здесь, делая первые шаги в профессии, обучаясь новому.

Очень самокритичный и строгий к себе человек, Ольга Васильевна отмечает: с первых же уроков она поняла, как мало разбирается в вопросах методики преподавания.

– Теоретическая база, которую я получила в вузе, была солидной, однако практика потребовала новой учебы, – признается она. – Наладить коммуникативные связи с учениками, завоевать их авторитет, увлечь ребят своим предметом, научиться четко выстраивать объяснения, создать систему требований – все это потребовало большой работы. Я много времени проводила в библиотеке имени Горького. Постепенно формировалась база моих собственных наработок. И я работаю над ее усовершенствованием до сих пор: если учитель перестает узнавать новое, учиться, это очень быстро сказывается на результатах его работы.

О.Чурилова легко вписывалась в каждый коллектив, находя общий язык с коллегами, которые становились для нее настоящими соратниками.

– Мне нравится обсуждать с коллегами рабочие вопросы, каких бы аспектов они ни касались: методики преподавания, классного руководства, проведения мероприятий, – говорит Ольга Васильевна. – Все это позволяет учителю оставаться открытым для нового, избежать профессионального выгорания.

Сила настоящей литературы

О.Чурилова отмечает, что никогда не стремилась вдохновить своих учеников стать педагогами, хотя ей, конечно, приятно, что несколько ее воспитанниц стали учителями. Среди них – Светлана Кропмаер, Светлана Никитенко, Наталья Ищенко.

Ее главная цель – привить детям любовь к настоящей литературе. Любовь к чтению, способность увидеть замысел автора – это не только интеллектуально-эстетическое удовольствие, но еще и возможность постичь человеческую природу, увидеть скрытые от неискушенного глаза жизненные полутона.

– Хороший автор умеет показать, насколько неоднозначными могут быть ситуации и поступки, – говорит Ольга Васильевна. – Задача учителя – дать детям возможность увидеть человека, его поступки с разных ракурсов.

Наша героиня блестяще владеет этим умением. Нередко на ее уроках вспыхивают жаркие дискуссии. К примеру, старшеклассники бурно обсуждают одно из произведений Захара Прилепина, выясняя, кем же в сущности является главный герой – жестоким антагонистом или искренним человеком, пусть и совершившим неблаговидные поступки. Зачастую каждый остается при своем мнении, да Ольга Васильевна и не призывает своих воспитанников категорично принять правильную, по её личному мнению, сторону.

А вот при изучении произведений Ф.Достоевского она устраивает школьникам самый настоящий «взлом четвертой стены», помогая понять истинные мотивы поступков героев. Она досконально разбирает произведения автора, показывая ребятам, насколько неоднозначными являются очевидные с первого взгляда мотивы героев, как меняется их личная оценка происходящего и каким непростым и психологически тяжелым оказывается их путь к настоящей истине.

«Изобретение велосипеда»

Ольга Васильевна очень любит наблюдать, как ученики совершают свои собственные открытия и на уроках русского языка. Она называет это изобретением велосипеда, вкладывая в эти слова исключительно положительный смысл.

– Бывает, ребенок никак не может понять сложную тему, – поясняет она. – Он очень старается, вновь и вновь повторяет выученное наизусть правило, но оно остается для него просто набором предложений, каждое новое упражнение ставит его в тупик. Но вдруг происходит озарение. Ребенок почти выкрикивает: «Так вот оно что!». И то, что до него было хорошо изучено, то, что для многих его одноклассников уже не являлось непознанным, становится его личным прорывом. Ученик испытывает самую настоящую эйфорию исследователя, совершившего открытие. Удовольствие от познания нового – главнейший стимул учебы, саморазвития, совершенствования в профессии.

Когда О.Чурилова говорит о личных открытиях своих учеников, ее глаза начинают излучать радость. Становится очевидно: именно такие моменты для нее главная награда за непростой педагогический труд.