Гвардеец труда. Новотроицк

Шестьдесят лет творчества и побед

Шестьдесят лет творчества и побед Шестьдесят лет творчества и побед Шестьдесят лет творчества и побед Шестьдесят лет творчества и побед Шестьдесят лет творчества и побед Шестьдесят лет творчества и побед

Новотроицкому народному ансамблю танца «Молодость» Дворца культуры металлургов исполняется 60 лет. Пройденный этим коллективом путь во многом отражает развитие города, его культуры. Об этом – разговор с художественным руководителем ансамбля Олесей Прокопец.

Танцевальные «смены»

– Рождение «Молодости» связано с именем Виктора Скукина, – говорит Олеся Прокопец. – Он набирал первые группы танцоров – из рабочих, студентов и школьников, ставил номера,  которые снискали успех не только на городском и областном, но и всесоюзном уровнях. Сам факт того, что ансамбль за довольно короткий срок получил звание народного, ярко свидетельствует о профессионализме коллектива.

Эти достижения сегодня кажутся настолько впечатляющими, что порой возникают сомнения: действительно ли Виктор Скукин создал ансамбль с нуля. И даже появилась легенда, дескать, Виктор Прохорович принял уже обученных танцоров от Марии Кривоносовой.

– Мария Илларионовна действительно была руководителем детского танцевального коллектива Дворца культуры металлургов, – рассказывает Олеся Прокопец. – Вместе с Виктором Прохоровичем она в 1964 году открыла хореографическую студию, которая и стала школой подготовки будущих артистов. Однако воспитанники студии в период становления «Молодости» были детьми. А основной частью танцоров в те далекие годы были все-таки работники ОХМК, которые в шутку называли свои репетиции танцевальными сменами. Базовой подготовки у подавляющего большинства из них, конечно же, не было, зато желания танцевать, энтузиазма и упорства – было не занимать! 

Творческая самодеятельность работников активно приветствовалась на комбинате, и предприятие оказывало большую помощь ансамблю в приобретении костюмов, организации поездок на конкурсы. 

На профессиональной основе

Нина Носова, возглавив ансамбль после Виктора Скукина, внесла серьезные изменения в репертуар и методику работы с танцорами. В номера были включены трюковые элементы, хореография стала более профессиональной. Репетиции проводились в атмосфере строгого соблюдения дисциплины.

– Мы очень любили Нину Алексеевну, но при этом ее побаивались, – признается Олеся Евгеньевна, которая была ученицей Н.Носовой. – Занимались до седьмого пота, до полного изнеможения. В то время требования к качеству танцевальных выступлений заметно возрастали в целом по стране, и, чтобы сохранить имидж коллектива, мы должны были представлять на конкурсы и фестивали сложные номера. Большое внимание уделялось и костюмам артистов. С этим ансамблю продолжало помогать градообразующее предприятие, благодаря чему мы смогли, образно выражаясь, воплощать на сцене и цыганские, и мексиканские, и испанские мотивы. Между прочим, костюмы для танца «Большой уральский пляс», приобретенные для «Молодости» около 35 лет назад, у нас и сегодня в ходу. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить эти сценические наряды, ведь они – часть нашей истории.

При Нине Алексеевне в основной состав «Молодости» попадали только выпускники младшей студии, успешно сдавшие экзамен. Справедливости ради нужно сказать, что в основной состав ансамбля могли влиться и самородки – при условии упорных занятий. Так происходит и до сих пор. В каждом случае художественный руководитель оценивал потенциал человека, решившего заняться танцами  уже не в юном возрасте. Олеся Евгеньевна приводит такой пример из своей практики:

– Сегодня Андрей Афанасов – один из наших лучших танцоров. А пришел он к нам в 24 года. Молодой человек посмотрел концерт «Молодости», в котором выступала его младшая сестра, и сам захотел танцевать. Физическая форма у парня была очень хорошей: ранее он занимался легкой атлетикой. Спортивная дисциплина и любовь к танцу дополнили его талант.

Держать творческую планку

Олеся Прокопец возглавляет народный ансамбль танца «Молодость» вот уже 12 лет, сменив свою предшественницу – Алину Сидоркину.

– Когда мне предложили стать художественным руководителем ансамбля, я подумала лишь о том, что должна удержать имиджевую и профессиональную планку «Молодости», – признается она. – На первых порах мне было очень волнительно и, честно говоря, мне волнительно до сих пор. Но школа, пройденная у Нины Алексеевны Носовой, не только научила меня танцу, но и сформировала мой характер: не сдаваться и четко следовать избранному курсу.

Этот принцип помогал Олесе Евгеньевне и раньше. Так, когда она, выпускница школы, повинуясь призванию, собралась поступать в Кемеровский государственный университет культуры и искусства, ее мама была ошарашена. Она развернула перед дочерью атлас автомобильных дорог России, чтобы наглядно показать – в какой дали от дома ей придется оказаться, но юная Олеся не отступила. А позже, окончив вуз, отправилась на год еще дальше – в Китай, где выступала в театре «Чиндао». По возвращении в Новотроицк она не отрекалась от мечты стать хореографом: обучала детей танцам, а взрослых – йоге. Она никогда не боялась браться за новое, ставить перед собой смелые цели. И такие же качества она прививает своим воспитанникам.

– И в ансамбле, и в студии сложилась очень теплая атмосфера, – говорит Олеся Евгеньевна. – Ребята знают: ко мне можно подойти, поговорить о личном. Но только – во внеурочное время. Как только вышли на площадку – все переживания, сложности должны оставаться позади. Каждый элемент отрабатывается до тех пор, пока не доводится до совершенства – без скидок на усталость и плохое настроение. Вот та цена, которую танцоры платят за легкость, воздушность и задор, которые зрители потом видят на сцене. 

Художественный руководитель «Молодости» отмечает: народный танец отражает самую суть национальной культуры, красотой движений и музыки он делает нас ближе к истокам, укрепляет связь поколений. Поэтому народный танец всегда находит отклик у зрителей. Он просто дарит радость. Он просто нравится. Об этом, кстати, говорят и ученики Олеси Прокопец.


Иван Петров, 17 лет:

– В «Молодости» я выступаю десять лет. Сюда меня привел мой дядя, который в прошлом тоже танцевал. Мне здесь сразу все пришлось по душе: и репетиции, и выступления на сцене. Любимого номера у меня нет. Каждый хорош по-своему. В будущем я хочу стать артистом.



Анастасия Марченко, 20 лет:

– В ансамбле я восемь лет. Сейчас учусь в педагогическом институте, собираюсь стать учителем начальных классов. Но «Молодость» покидать не хочу. Несмотря на учительскую занятость, буду находить время для танцев, думаю, у меня это получится.



Андрей Михеев, 27 лет:

– В «Молодость» я пришел десять лет назад: просто увидел объявление о наборе и решил попробовать. Поначалу немного стеснялся, но вскоре втянулся. Сейчас совмещаю занятия танцами с работой на Уральской Стали. Я очень люблю народный танец. В нем есть душа.



Дарья Корионова, 18 лет:

– Чтобы заниматься танцами, требуется высокая выносливость, самоотдача. Но зато очень приятно ощущать, что номер получился, и чувствовать отклик от зрителей. В репертуаре ансамбля мне больше всего нравится дуэт «Ангел» и номер «Большой уральский пляс». В будущем я хочу стать хореографом.