Гвардеец труда. Новотроицк

Свободный стиль Татьяны Никулиной

  • 25-03-2016
Свободный стиль Татьяны Никулиной
В канун профессионального праздника – Дня работника культуры – с руководителем народного театра эстрадного танца «Фристайл» Молодёжного центра Татьяной Никулиной мы встретились в её обеденный перерыв. – Знаете, времени в обрез: готовимся к юбилейному концерту. 30 апреля как-никак 20 лет пляшем и танцуем, – пояснила она. У каждого свой поцелуй от бога Кому-кому, а новотройчанам «Фристайл» хорошо известен, когда он ещё был студийным и назывался «Весёлая акварель». В начале века ему было присвоено звание «народный». Начали разговор о юбилее: как проходят репетиции, про репертуар, материальную базу в некотором роде с лирическими отступлениями. Как, например, вот с этим: когда и каким образом искусство Терпсихоры увлекло  руководителя творческого коллектива? – У меня до сих пор морозец пробегает по коже, когда вспоминаю уроки математики или физики, – вспомнила  школьные годы Татьяна Александровна. – Иной раз сон снится: стою у доски и всё что-то решаю, решаю, а ничего не выходит. Просыпаюсь в холодном поту. Как ребёнок, радуюсь, что жуткое испытание было не наяву, а всего лишь  приснилось. Что поделаешь, обделил меня бог математическими способностями, другой достался поцелуй. Нравились гуманитарные предметы, причём все без исключения. И, конечно же, сколько себя помню, лихорадили душу танцы. Сижу на уроке физики, а мыслями – во Дворце культуры металлургов, на занятии Жанны Овсянниковой в ансамбле «Детство». После такой исповеди не трудно догадаться, почему Таня после 8-го класса оставила школу. От родителей незамедлительно последовала взбучка, но куда денешься, когда дочери не везёт с математикой. Говорят, даже Александр Сергеевич Пушкин с ней не был в ладах. А он -то – вон какой величины человек! Чего же хотим от своего дитяти?! К тому же у подружки Светы Кучинской такие же проблемы. Подруг родители решили отправить в училище №15 осваивать ЭВМ. Будете по окончании работать в белых халатах. Чем не специальность? Электронно-вычислительной машиной учебное заведение не обзавелось, и подруг в первый год обучения задумали посвятить в секреты токарной профессии. Такого подвоха они не ожидали. – От одного вида железной махины пришли в испуг, а когда она завизжала, подобно сирене, – и вовсе чуть в обморок не упали, – вспомнила картинку давно минувших дней собеседница. – Поклялись больше не переступать порог училища. Дома, понятное дело, жёсткий разбор несостоявшегося полёта.  Но не зря говорят: побеждает не тот, кто сильный, а тот, кто идёт до последнего. Мама Светы по радио услышала о наборе учащихся на хореографическое отделение в Оренбургское культ- просветучилище (нынче колледж искусств). Пришла поделиться новостью к моим родителям. Когда я её услышала, готова была подпрыгнуть от радости. Это же моё, то, о чём я всегда мечтала! Мама – ни в какую: куда вас отпускать из дома, вы же ещё несмышленые подростки? Я – в слёзы. Значит, стоять у токарного станка – смышлёные, а танцевать – нет. Коротко говоря, повезли нас родители в Оренбург. От счастья – голова кругом, в глазах северное сияние. Приехали, а тут сюрприз! На отделение принимаются не вчерашние восьмиклассники, а выпускники со средним образованием. Но, как говорится,  чему быть, того не миновать. Во время приёма документов педагог Василий Дмитриевич Швец обратил на нас внимание. С первого взора разглядел: из этих толк будет. Словом, профессионал, и этим всё сказано. К тому же, думаю,  он был наслышан о Ж.Овсянниковой, знал о творческих успехах ансамбля «Детство». Василий Дмитриевич берёт наши документы – и к директору: позвольте зачислить на первый курс. Впоследствии мы узнали, каких трудов ему стоило уговорить руководителя пойти навстречу. Так, благодаря настойчивости этого замечательного педагога (до сих пор с подругой его боготворим) мы были зачислены на первый курс. Сегодня Татьяна Александровна сама в ипостаси преподавателя, потому захотелось спросить, придерживается ли она такого же кастинга? – Конечно. Успешного в будущем ученика танцам легко разглядеть не только по фигуре ребёнка, но и по тому, как он идёт, садится за стол, жестикулирует ... Что скрывать, некоторые родители прямо-таки умоляют взять их чадо в ансамбль. А вскоре наступают горькие разочарования: парить в танце на сцене оказывается не его дело. Каждый человек, в этом я глубоко убеждена, одарён какими-то природными способностями. Сердце наверняка их подсказывает. Надо только прислушиваться к нему и смело идти на его зов. У Татьяны Александровны обучение хореографии сложилось как нельзя лучше.  Не зря же по окончании учёбы она стала артисткой балета «Дискомобиль» Оренбургской филармонии. Я танцевать хочу ... Помните эти восторженно звучащие слова из мюзикла «Моя прекрасная леди»? Они и про Татьяну Никулину. Свидетельством тому – не только успешное окончание училища с учащимися старшего возраста, но и прекрасное начало концертной деятельности в составе «Дискомобиля». Руководитель балета Александр Золотарёв был требовательным и дотошным в стремлении сделать каждый номер концертной программы  во всём блеске. Этот стиль сегодня и на вооружении руководителя «Фристайла». Если танцевать, то с полной отдачей, чтобы зрители сами тихонько ногами притопывали. Таково творческое кредо руководителя! Во многих городах Европы и Ближнего Востока  гастролировал ансамбль. Дубаи в сердце Татьяны Александровны оставил особую зарубку. Здесь у неё завязалась дружба с талантливым вокалистом, которая в скором времени по всем правилам жанра переросла в любовь. Как оказалось впоследствии, не в настоящую. Переезд к родителям мужа в Москву окончился разрывом. Не ко двору оказалась жена сына – квартирный вопрос испугал: чего доброго, ещё «оттяпает» пол- квартиры. На хореографическом языке  это называется – не станцевались. С мужем расстались. Вместе с маленькой дочушкой Сашей пришлось вернуться в родной город. Профессиональную артистку охотно принял в свои объятия Молодёжный центр. Авторитет и уважение придут  к ней сразу. Кроме хороших профессиональных навыков, коллег подкупает в руководителе ансамбля жизнерадостность, энергичность, желание добиваться чего-то нового. Поступила в Челябинский государственный университет на хореографический факультет. Свежие знания, как правило, окрыляют человека, творческому поиску придают новую динамику. В коллективе  это почувствовали после того, как Татьяна Александровна успешно завершила  учёбу в вузе. Совмещать учёбу с работой, признаётся она, было ой как нелегко. Спасибо родителям, их помощи ей никогда не забыть. – А танцевать, наверное, и дальше хотелось, когда вернулась в Новотроицк? – втиснул в беседу вопрос. – Ещё как! В первые годы отплясывала на сцене вместе с учениками. Мне всегда жалко артистов балета. Недолговечен их танец на сцене. Правда, в педагогической деятельности находят свои радости и восторги … Как это получается у Татьяны Александровны, захотелось мне добавить. Дань свободному стилю Фристайл... В переводе с английского – «свободный стиль». В нашем сознании это слово ассоциируется, прежде всего,  с лыжной акробатикой. Если спорт- смены за него ухватились, людям искусства оно тем более греет душу. По крайней мере педагогу Никулиной. Именно ей пришла идея так назвать народный театр эстрадного танца. Поначалу многие  удивились. Сегодня – нет, поскольку зритель увидел, какую  высоту набрал он в своём полёте, как свободно и легко парит в творческом пространстве. Даётся это нелегко. В первую очередь руководителю, который назвал себя самоедом, потому как всегда испытывает чувство неудовлетворённости от своей работы. – Хорошо, что концертные номера записываем на диски, – говорит она. – Проходит время. Смотрю, слушаю ... Оказывается, не так уж плохо поработали. Да, так устроены по-настоящему творческие натуры. Совершенству нет предела, а их словно магнитом постоянно тянет что-то вычеркивать, вносить коррективы. Тяжела ноша  человека-творца, зато какими громкими аплодисментами, цветами и криками «браво» награждают его те, ради  которых звучала музыка, исполнялись песни, танцы! Более двухсот номеров скопилось в арсенале «Фристайла» за годы работы. Можно полуторачасовой концерт составить из самых достойных. Но   руководитель  гонит прочь подобные мысли, считает их чуть ли не халявными. – Возьму в программу те номера, которые нельзя не взять – зрители потребуют их исполнить, – делится своими планами Татьяна Александровна. – К примеру, «Танго Теста». «Последние кони»... Без цыганских танцев нам не обойтись. Ну а что из новенького будет в программе, не скажу. Надо что-то держать и в тайне ради куража не только на сцене, но и в зрительном зале... Коллектив привозил награды с  всероссийских конкурсов, он неоднократный участник областных состязаний «Обильный край, благословенный». Фристайловцы  откликаются на любое предложение устроителей творческих мероприятий. – С деньгами трудновато. Просить же – не в моих правилах, – вздыхает руководитель. – К тому же сегодня ситуация в обществе действительно сложная... А как бы хотелось раскрыть творческие способности на стадионе по случаю приближающегося дня Великой Победы! 70-летие замечательной даты, по отзывам новотройчан, отметили неплохо. … 20-летний юбилей народного театра эстрадного танца «Фристайл» – знаковое событие не только для сегодняшнего состава творческого коллектива. Вдвойне праздник для тех, кому  этот коллектив открыл дорогу в мир большого искусства – Римме Скопцевой, Наталье Турцовой, Ирине Усовой, Надежде Каленской, другим ученикам Татьяны Никулиной. Всех она с нетерпением ждёт на юбилейном концерте. В том, что многие из них постараются приехать, можно не сомневаться. Николай Новиков.