Гвардеец труда. Новотроицк

Как сохранить новотроицкий трамвай?

Как сохранить новотроицкий трамвай?
Работа МУП «НовГорТранс» последние несколько лет находится под пристальным вниманием как администрации города и депутатского корпуса, так и общественности. Это неудивительно: с каждым годом экономическая ситуация на дотационном предприятии становилась все хуже, и выхода из нее, кажется, найти невозможно. Однако этот год обещает стать переломным, ведь, пожалуй, впервые за долгое время трамвайное управление получает всестороннюю поддержку администрации и городского Совета депутатов. Причем не только финансовую. Главная задача на сегодня – помочь муниципальному транспорту преодолеть кризисную ситуацию, найти современные и действенные решения наболевших проблем и вывести работу МУП «НовГорТранс» на новый уровень. С февраля этого года обязанности руководителя предприятия исполняет Алексей Хомяк, ранее занимавший пост главного инженера. Ему, знающему предприятие, что называется, «изнутри», приходится тем не менее отнюдь не легко. Задачи не новы, но решать их совсем непросто. Корреспондент «ГТ» встретилась с Алексеем Владимировичем, чтобы поговорить о первых шагах на директорском посту, мерах, принимаемых для сокращения убытков, перспективах развития электротранспорта.  – Алексей Владимирович, для определения динамики развития предприятия его финансово-экономическую деятельность изучила балансовая комиссия, в которую вошли опытные специалисты. Расскажите о результатах этой работы.  –Если говорить простым языком, то самостоятельно зарабатываемых денег нам хватает лишь на зарплату работникам. Субсидированные средства идут на платежи за электроэнергию и другие ресурсы, оплату налогов и самые необходимые ремонты. – Какие выводы были сделаны и что будет предприниматься для улучшения сложившейся ситуации?  – Главной проблемой новотроицкого электротранспорта было и остается неуклонное снижение пассажиропотока. К примеру, всего пару лет назад мы ежемесячно перевозили около полумиллиона человек, а в нулевые годы эта цифра доходила до одного миллиона в месяц. Сейчас – около 350 тысяч. Учитывая, что перевозки – это основной наш доход и именно от него зависит работа всего МУПа, меры должны быть направлены на их увеличение – тут ничего нового нет. Однако прежние наши попытки повлиять на ситуацию так и не принесли желаемого результата, а значит, нужно искать другие варианты решения проблемы.  На снижение пассажиропотока повлияло сокращение численности работающих на промышленных предприятиях, увеличение количества частного пассажирского автотранспорта, большой износ парка. Чтобы вернуть пассажиров в муниципальный транспорт, мы для начала решили улучшить качество обслуживания пассажиров. На данный момент мы не можем увеличить число вагонов, выходящих на линию, однако оборудовать на остановках информационные стенды с графиком движения – вполне по силам. Тогда горожане будут проинформированы о времени ожидания трамвая, это упорядочит пассажиропоток. Также работаем над корректировкой движения вагонов с учетом прибытия поездов на железнодорожный вокзал.  – Подвижной состав действительно давно не обновлялся. Есть ли надежда на это сегодня?  – Модернизация вагонов – в планах. Загвоздка в том, что при цене нового вагона в 30 миллионов рублей государство в рамках поддержки отечественного производителя готово на условиях софинансирования выделить лишь 8 миллионов. У города попросту нет возможности изыскать оставшиеся 22 миллиона для покупки хотя бы одного трамвая. Но есть и хорошие новости. Так, недавно в соседнем Орске побывала делегация из Челябинской области. Я связался с коллегами. Челябинская фирма предложила проводить капитально-восстановительный ремонт трамваев: обновление салонов и оборудования, которое позволит экономить до 30 процентов электроэнергии.  Цена вопроса – от 4,8 миллиона рублей за один вагон. На данном этапе рассматриваем предложения, прицениваемся, но в любом случае это вопрос уже следующего года. Кроме того, мы уже модернизировали систему отопления в вагонах. Горожане заметили, что стало теплее и комфортнее. В планах – перейти на светодиодное освещение в трамваях. В бюджете города заложены средства на покупку одного нового автобуса.  – В октябре прошлого года глава города Юрий Араскин встречался с коллективом трамвайного управления и выслушал немало жалоб от работников. Какая работа была проведена по следам той встречи?  – Самая приятная новость – увеличение заработной платы на 10 процентов с 1 декабря прошлого года. Теперь средняя зарплата рабочих составляет 12592 рубля, водителей трамвая – 18263, водителей автобуса – 18046. Конечно, при разной загруженности эти цифры меняются. Кроме того, мы пересмотрели график движения дежурного автобуса, сделали его более удобным для работников, утвердили положение о квалификации (классности) водителей. Цех пошива, арендующий у нас помещение, теперь взаимозачетом будет пошивать нам спецодежду. Это далеко не полный перечень уже решенных вопросов, и впереди еще много работы.  – Как решается кадровый вопрос? Не секрет, что нехватка водителей – одна из проблем предприятия.  – Раньше водителей готовил Центр занятости населения, и многие, пройдя у нас практику, уезжали в крупные города. В этом году мы самостоятельно набрали группу из 15 человек, заключили договор с учебным центром, оплатили курсы. Теперь все новички должны будут отработать у нас в течение 2 лет либо вернуть деньги за обучение. Так что в этом году наш коллектив пополнится и, возможно, мы сможем сократить интервал движения трамваев.  – По итогам проверки работы трамвайного управления рекомендации получили и сотрудники ГИБДД. Чем они могут помочь?  – Во-первых, мы обратились с просьбой более оперативно решать все вопросы, связанные с ДТП на трамвайных путях, ведь движение порой останавливается надолго, причем не по нашей вине. Во-вторых, инспекторам было рекомендовано проверить частных перевозчиков. Нередки случаи, когда вместо заявленных 10 «Газелей» на маршрут выходят 15 машин. В такой ситуации трамвай не может конкурировать с частниками.  – Не за горами дачный сезон. Уже в прошлом году автобусы МУПа не обслуживали садовые маршруты, но когда возникали проблемы, приходили на помощь огородникам. Как будет в этом году?  – На сегодняшний день наши автобусы осуществляют перевозки в Аккермановку и Хабарное, а также на химзавод. Как и в прошлом году, мы будем обслуживать садовые маршруты № 9 и 9а, остальные останутся у частников.  – В завершение нашего разговора расскажите о себе. – Вся моя трудовая жизнь связана с этим предприятием, здесь я работаю с 2000 года. Начинал электриком по ремонту подвижного состава, затем работал мастером текущего ремонта, все должности перечислять нет смысла... Был заместителем директора по производству, главным инженером. Сегодня цели и задачи не изменились. Радует, что городская власть понимает важность работы муниципального транспорта и поддерживает нас. Будущее у новотроицкого трамвая, несомненно, есть, и я уверен, что при таком серьезном отношении к нашим проблемам результат обязательно будет. Что бы ни говорили те, кто не верит в перспективы самого экологически чистого вида транспорта… Справка «ГТ» В 2015 году в штате предприятия числилось 312 сотрудников с фондом оплаты труда в 43,7 миллиона рублей, фактические доходы от перевозки пассажиров трамваем составили 42,4 миллиона рублей. Было перевезено 4,6 миллиона пассажиров, доходность 1 поездки составила 9,16 рубля при фактической себестоимости в 17,68 рубля. Муниципальными автобусами воспользовались 415 тысяч пассажиров, доход составил 4,9 миллиона рублей, доходность 1 поездки – 11,84 рубля при фактической себестоимости 29,37 рубля. Показатели несколько снизились по сравнению с 2014 годом, когда, перевезя 5,5 миллиона человек, предприятие получило прибыль порядка 50 миллионов рублей. При этом стоимость проезда в трамвае осталась прежней, а цены на электроэнергию, ГСМ и прочее повысились. По итогам прошлого года убытки составили 44,4 миллиона рублей, в том числе по трамваям – 39,426 миллиона. При этом субсидия из местного бюджета составила порядка 42 миллионов рублей. Марина МУРОМЦЕВА.