Гвардеец труда. Новотроицк

Крепкий орешек

Крепкий орешек
Как устроен этот мир? По каким законам он развивается? Существует ли генеральный план его развития, или всё подчинено случайному стечению обстоятельств? Эти вопросы возникли вместе с человеческим разумом, он их ставил и он искал на них ответы. И тут возникает главный вопрос: а насколько совершенен тот инструментарий, при помощи которого поставлены и решаются основные вопросы мироздания? Нет сомнений, что человек – самое противоречивое существо на свете. Он создал науку и философию, вывел законы развития мира, а сам с собой явно не в ладах. Головой он касается неба, а ноги его увязли в грязи. Он велик и жалок, умён и глуп, мудр и безумен, добр и жесток. И всё это порой одновременно, как следует из стихов Г.Державина: Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшёл? – безвестен; А сам собой я быть не мог. «Человек – орешек, который всего труднее раскусить всем создателям философских систем. Он представляет собой камень преткновения и для верных и для ложных взглядов», – писал французский философ Пьер Бейль. И он же отмечал: «Нет бессмыслицы, в которой нельзя было бы не заподозрить ум человеческий». Тот самый ум, который делает великие открытия и создаёт великие произведения искусства. Тот самый ум, который проникает к пределам Вселенной, но не знает, что делать порой со своей непутёвой жизнью. Человек оказывается слишком крепким орешком для самого себя, когда этот орешек надо раскусить, и слишком хрупким тогда, когда его можно просто раздавить. Человек был сотворён по образу и подобию Божию, для него хаос был преобразован в гармонический космос, для него зажглось Солнце и светила, для него была создана самая прекрасная планета во Вселенной. И одновременно он был объявлен прахом земным, и в прах должен был превратиться после мимолетной жизни. В поте лица он должен был добывать себе хлеб насущный, а в трудные годы умирать от голода. В муках матери рожали детей, и многие из них были с рождения обречены на муки. Плачем ребёнок извещает свой приход в мир. Но крепкий орешек не сдавался. Изнурительный труд он превращал в творчество, стадное существование в осмысленные общественные отношения, закон джунглей трансформировал в нравственный закон в душе, обретённый вместе с идеей бессмертия, воплощенной в Боге. Не раз на своём трудном пути он впадал в крайности. С развитием науки отбросил свою голубую планету на периферию мира и бесстрашно объявил животворящее Солнце маленькой звёздочкой среди миллиардов других светил. Отказался от центрального положения в мире, с восторгом и ужасом осознав не только себя, но и свою огромную галактику песчинкой в бесконечном пространстве, наполненном холодом и пустотой. Но снова с бесстрашием рванулся в звёздный мир, утверждая свое право как хозяина Вселенной. И та же наука, исследуя Космос на миллиарды световых лет вокруг, снова приходит к мысли об уникальности нашей планеты и разумной жизни на ней. И, оказывается, нет во Вселенной периферии, и любая точка, в том числе любая человеческая сущность, может являться её центром. Только человек обладает индивидуальным сознанием, своим личным «я», и в этом его благо и наказание. Среди миллиардов бывших и сущих людей на Земле каждый из них является единственным и неповторимым индивидуумом, уникальной личностью. Эта личность может быть гениальной и бесталанной, благородной и безнравственной, но ее внутренний мир обособлен и замкнут на внутреннем восприятии самого себя. По этой же причине каждый человек является носителем своей вселенной. Хотя внешний мир отражается в сознании людей идентично, индивидуальное восприятие накладывает на него свои неповторимые черты. Во что это индивидуальное восприятие превращает наш мир, населяющих его людей, всю чувственную и нравственную гамму человеческих отношений, иногда даже страшно представить. Недаром говорится, что ад – это другие, а девятым кругом ада является чужая душа. Потеря индивидуальности для человека означает смерть. Можно раствориться в природе, стать травой, цветком, деревом, ветром и солнечной пылью, но не будет личности, не будет и человека. Можно продолжить свою жизнь в потомках, остаться в памяти людской, воплотиться в «пароходы, строчки и другие долгие дела», но твой индивидуальный мир все равно будет разрушен, и твое «я» исчезнет навеки. Даже в череде перерождений, если твое «я» забыло о себе в новом обличье, для тебя это все равно означает смерть. Оболочка человека меняется в течение жизни, но остается память и личность, значит, остается и человек. И пусть память действует избирательно, и пусть личность твоя в чём-то меняется, но пока существует зерно индивидуальности, человек жив. Но что происходит с человеком, когда его оболочка остаётся, а сущность полностью меняется? Обрывками памяти он еще связан со своим «я», но в душе связующая нить уже порвана. Прежняя личность умерла, а в теле существует другой человек. И что самое печальное, у этого другого человека нет истоков. Не он ребёнком начинал земной путь, не он в молодые годы мечтал о будущем, испытал первую любовь и приобрел верных друзей. Он возник позже, как фантом. И что происходит с обществом, если в определенные периоды такое явление охватывает миллионы людей? Орешек кажется крепким снаружи, а внутри его гниль и пустота.