Гвардеец труда. Новотроицк

Жизнь на колёсах

Жизнь на колёсах

Архив "ГТ" от 20.09.2017 года.

Михаил Назарович Крюков 40 лет проработал в пассажирском автотранспортном предприятии нашего города – от его становления, развития и вплоть до ликвидации. На пенсии ветеран ПАТП не сидит без дела и активно сотрудничает с городским советом ветеранов, за что в прошлом году получил Почетную грамоту министерства социального развития Оренбургской области. В этом году его фотография была помещена на городскую Доску почета.

Родился Михаил Назарович в военном 1941 году в Грачевском районе нашей области. Отца сразу же забрали на фронт. Миша был самым младшим, седьмым ребенком в семье. Окончив 10 классов в сельской школе, приехал в Новотроицк получать образование в техническом училище, где выучился на слесаря-монтажника. Отработав полтора года на комбинате, ушел в армию.
 – Именно в армии я и окончил курсы водителей, – вспоминает Михаил Назарович. – Тогда даже не догадывался, что это станет моей профессией на всю жизнь.  Служил я в городе Электросталь Московской области, водил грузовые автомобили, а в конце службы был водителем командира части.
После службы в армии Крюков вернулся в Новотроицк и в 1965 году устроился на работу в ПАТП. На тот момент автотранспортное предприятие существовало в Новотроицке 9 лет, но находилось еще в самом начале своего становления и развития. Крупное автопредприятие осуществляло пассажирские перевозки как на городских, так и на пригородных и междугородных маршрутах. Водители доставляли к месту работы металлургов, химиков, строителей. Отсюда и главная задача, поставленная перед коллективом ПАТП: в полном объеме удовлетворить потребности населения города в пассажироперевозках.
 – Поначалу я ездил на стареньком ЗИЛе, – вспоминает Михаил Назарович, – сейчас таких нигде и не увидишь уже. Потом были закуплены большие автобусы ЛиАЗ-777, многие новотройчане должны их помнить. Этот автобус, рассчитанный на 100 мест, вмещал 120 человек. Именно на таком я и работал. Мне нравилось: целый день колесишь по городу, видишь, что где строится, как разрастаются кварталы, знаешь все городские события. Тогда было комфортно работать: мы заранее знали, какие автомобили, запчасти поступят в течение квартала, все было четко отлажено.
Довольно долго техника автопредприятия стояла на улице. И зимой, перед рейсом, приходилось очень долго прогревать автобусы. Как вспоминает Крюков, к каждому была подведена труба и салон прогревали нагнетаемым горячим воздухом, только после этого можно было завести машину.
С большой теплотой рассказывает Михаил Назарович о директоре ПАТП Исааке Славине, при котором он начинал работать и постигал азы профессии. Именно Исаак Давыдович поддержал желание молодого человека учиться в техникуме на механика, а по окончании учебного заведения перевел Крюкова руководителем отдела технического контроля.
 – В те времена было совсем другое отношение к водителям, к контролю перевозок, к работе в целом, – рассказывает Михаил Назарович. – В 5 часов утра нас на служебном транспорте забирали на работу, в 6 часов выпускался на линию первый автобус. К этому времени каждый проходил медосмотр, а механики заканчивали предрейсовые осмотры техники. Помню, одно время по инициативе Славина каждому водителю утром выдавали по стакану сметаны и пирожку, чтобы не выходили на маршрут голодными.
Это уже потом было многое сделано для обустройства автопредприятия, создания надлежащих условий для работников. Появились автостоянка на 100 автобусов, цех по ремонту узлов и агрегатов, медпункт, столовая, овощехранилище, классы по изучению безопасности движения, охраны труда и техники безопасности.
С развитием автопредприятия росло количество техники, работников ну и, разумеется, маршрутов. Только в городе их насчитывалось 12! Автобусный парк состоял из 125 автобусов, которые ходили даже в соседнюю Башкирию. Кроме того, в рамках участия в стратегической кампании тех лет, чтобы связать город с деревней, из Новотроицка открыли автобусные маршруты в Сару и Саракташ. Они были планово-убыточными и дотировались из области, но тем не менее функционировали.
 – Одним из директоров предприятия был Альфред Андреевич Старовойтов, – вспоминает Михаил Крюков. – Его всегда отличало то, что он досконально знал работу каждого подразделения предприятия, на оперативках всегда владел всеми цифрами, которые ему должны были представить, пристально следил как за состоянием автопарка, так и за работой коллектива. Кстати, он настаивал на том, чтобы сделать бесплатным общественный транспорт, ведь львиную долю пассажиров мы перевозили именно на предприятия города. В конце концов это удалось. Все прекрасно помнят времена, когда в Новотроицке, единственном городе во всей стране, ходил бесплатный трамвай. Правда, в это время Альфред Андреевич уже был главой города.
Связав всю свою жизнь с единственным автопредприятием, Михаил Назарович ничуть не жалеет, что сделал такой выбор. Кстати, по стопам отца пошел и его сын, который сейчас работает водителем в автотранспортном цехе комбината. Дочь выбрала профессию юриста. Сам Крюков до сих пор водит автомобиль, его водительский стаж более полувека.
Впрочем, к подготовке современных водителей Михаил Назарович относится очень настороженно и признается, что на маршрутных «Газелях» не ездит вовсе.
 – В пассажирском автотранспортном предприятии были строгие нормы подготовки и обучения водителей, – рассказывает Крюков. – К примеру, за руль такси можно было сесть, лишь имея как минимум пятилетний стаж вождения и, соответственно, первый или второй класс. Сейчас перевозить пассажиров берутся вчерашние выпускники автошкол. Я крайне редко езжу в маршрутках, предпочитаю более безопасный вид транспорта – трамвай. Но когда еду в «Газели», всегда вынужден делать замечания водителям: они то по телефону разговаривают во время движения, то деньги считают, не отпуская руля, то кофе пьют. Чего уж говорить о соблюдении правил дорожного движения! Мне попросту страшно ездить с нынешними лихачами, которые и на трамвайные пути не прочь заехать. Лихие гонки для них являются своеобразным развлечением, и к пассажирам относятся  порой по-хамски, и за внешним видом не следят – я могу продолжать бесконечно!
О ликвидации такого гиганта, как ПАТП, где в лучшие годы работало почти 600 человек, из которых только 200 – водителей, Михаил Назарович говорит с большой грустью. Сначала закрыли грузовые перевозки. Но тогда коллектив понимал: предприятия стали закупать свой транспорт, самостоятельно регулируя движение и графики, пользуясь услугами собственных водителей. Но никто и представить не мог, что в результате исчезнут и пассажирские перевозки, ведь ПАТП, без преувеличения, возило весь город на работу и обратно. Вообразить, что частники смогут справиться с таким огромным пассажиропотоком, было невозможно.
 – Сейчас это звучит неправдоподобно, но я прекрасно помню, что график маршрутов соблюдался с точностью до секунды! – рассказывает Михаил Назарович. – Никто и никогда не опаздывал из-за транспортников к началу смены. Не было ни одного нарекания из-за сбоев графиков! Просто мы прекрасно понимали, что наша пунктуальность и ответственность в конечном итоге влияет на работу сотен новотройчан, подвести которых мы никак не могли себе позволить.
За годы работы в ПАТП Михаил Назарович занимался и профсоюзной работой, и был секретарем партийной организации, долгое время возглавлял участок эксплуатации. Застал почти всех директоров: работал с Исааком Давыдовичем Славиным, Александром Николаевичем Рогачевым, Альфредом Андреевичем Старовойтовым, Александром Ивановичем Мельниковым, Виктором Алексеевичем Лещенко. Не удалось застать только самого первого директора – Михаила Федоровича Рубана.
Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Крюков возглавляет совет ветеранов ликвидированного автотранспортного предприятия, активно сотрудничает с городским советом ветеранов, всегда становясь на защиту коллег и поддерживая ветеранов других предприятий. Именно городской совет ветеранов и представил кандидатуру Михаила Назаровича для занесения его фотографии на городскую Доску почета. Для самого ветерана это большая честь, заслуженная награда за 40-летнюю преданность единственному в его жизни предприятию.

Марина МУРОМЦЕВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.