Верный выбор профессии - это залог будущего успеха, а, главное, удовлетворения тем делом, которым человек будет заниматься. Как не ошибиться в выборе и на что сегодня ориентируются школьники?
Об этом – беседа корреспондента «Гвардейца труда» с профконсультантом Новотроицкого центра занятости населения Вероникой Чижиковой.
КСТАТИ. Для более эффективной организации и проведения профориентационной работы необходимы согласованные действия всех структур: школы – службы занятости – профессиональных учебных заведений - предприятий.
-- Прежде всего, школьникам необходимо владеть информацией о мире профессий, иметь представления об условиях труда в выбранной сфере деятельности, о том, какие требования предъявляются там к работнику. Не стоит в первую очередь ориентироваться на то, что популярно в данный момент. Нужно опираться на свои сильные стороны, личные качества, склонности. Необходимо учитывать также и свои слабости. Стать по-настоящему успешным можно только в той сфере, к которой у тебя лежит душа, есть предрасположенность. Ведь, выбирая профессию, человек чаще всего тем самым выбирает и круг общения, стиль жизни.
-- Сегодня многие выпускники и их родители ориентируются на «доходность» выбираемой профессии.
-- Хороший, высокоэффективный специалист в любой области будет получать заработную плату выше, чем человек, окончивший юридический или экономический факультеты (наиболее популярные в последнее время), но никак не представляющий себя в данных областях.
-- Допустим, годы учебы позади. Какие молодые специалисты чаще других обращаются в службу занятости?
-- И в области, и в городе больше всего к нам обращаются выпускники, имеющие дипломы по специальностям «экономист», «менеджер», «юрист», «бухгалтер», «финансист».
В этом году в центре занятости населения Новотроицка поставлены на учет в качестве ищущих работу 147 выпускников профессиональных учебных заведений.
В Новотроицке среди выпускников с начальным профессиональным образованием, которые испытывают значительные трудности с трудоустройством, на первом месте делопроизводители. В числе безработных выпускников со средним профессиональным образованием на лидирующих позициях контролеры сберегательного банка, специалисты по налогам и налогообложению, бухгалтеры, архивисты, правоведы.
Испытывают значительные трудности при трудоустройстве выпускники вузов: Московской финансово-юридической академии, имеющие диплом экономиста, менеджера, Международного института экономики и права с дипломом юриста, Оренбургского государственного университета с дипломами экономиста, менеджера.
А вот состоящие на учете выпускники педагогических вузов в большинстве своем не горят желанием трудоустраиваться по полученным специальностям.
-- Помимо невостребованности, есть и другая проблема. Молодые люди, получившие профессиональное образование, на деле оказываются не готовы к работе и имеют о ней чисто теоретическое представление.
-- К сожалению, многие выпускники, испытывающие проблемы с трудоустройством, за время учебы ни разу не проходили полноценной практики по выбранной профессии либо проходили ее формально, не по выбранной специальности.
-- Нередко это не их вина. Студентам сегодня действительно непросто пройти практику. Их берут неохотно, а если и берут, то не уделяют должного внимания.
-- В этом плане мы вряд ли можем повлиять на работодателей. Но следует сказать, что в области действует программа по стабилизации ситуации на рынке труда, по которой выпускники профессиональных учебных заведений имеют возможность в течение 6 месяцев пройти стажировку по полученной специальности. По опыту прошлого года, в Оренбургской области после стажировки 40% выпускников остались работать на предприятиях.
В Новотроицке были направлены на стажировку на предприятия города 86 человек. Откликнулись ОАО «Уральская Сталь», ЗАО «Птицефабрика Восточная», МУП «Новотроицкий электротранспорт», ООО «Евробизнес», ООО ПКО «Агромет» и другие.
Но мне еще раз хотелось бы подчеркнуть, что существующая ситуация на рынке труда наглядно показывает острую необходимость в профориентационной работе с учащимися.
-- Что делается у нас для этого?
-- Во многих учебных заведениях города создана система работы, обеспечивающая психологическое сопровождение самоопределения школьников и сознательного выбора будущей профессии. Ярким примером может служить организация профориентационной работы в Новотроицкой вспомогательной (коррекционной) школе-интернате, школе №13. Там проводятся курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, работа с подгруппами и микрогруппами в 2–4 человека, где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения учащихся. Совместно с центром занятости населения проводится индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания. Важно то, что профориентационная работа проводится на бесплатной основе. Все учащиеся перечисленных учебных заведений с 7-го класса имеют возможность пройти компьютерное тестирование, направленное на конкретизацию и определение предпочтений и интересов в профессиональной сфере. Такая диагностическая работа помогает определить реальные возможности учащихся, которые можно использовать для достижения профессиональных целей.
-- А что же в остальных школах?
-- Возможно, аналогичная систематическая работа проводится и в других учебных заведениях, но без приглашения специалистов службы занятости города. Либо совместная работа имеет эпизодический характер и ограничивается выступлением профконсультанта с информацией в период проведения акции «Выбор». Этого явно недостаточно.
Для более эффективной организации и проведения профориентационной работы необходима согласованная работа всех структур: школы – службы занятости – профессиональных учебных заведений -- предприятий. Ведь профориентация это не только информирование о ситуации на рынке труда, но и специально организованные дискуссии, диагностика, работа по оценке возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления. Это оказание помощи в конкретном выборе и планировании жизненных и профессиональных перспектив.
В сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему. А настоящий оптимизм -- это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства.
Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Реальная и привлекательная профессиональная перспектива поможет уберечь многих подростков от необдуманных шагов. Если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему тратить свои силы на праздное времяпрепровождение.
Фото Вадима МЯКШИНА.