Гвардеец труда. Новотроицк

Ротация кадров - процесс неизбежный

Ротация кадров - процесс неизбежный
Поводом для разговора с начальником управления образования Ларисой Котовой стали муссируемые в городе слухи о том, что вдруг «полетели головы» директоров школ, детских садов. И объясняется все каким-то злым умыслом, сведением личных счетов. Чем дальше, тем больше разыгрывается наше обывательское воображение. Что же происходит на самом деле? Мы понимаем, что руководителя надо растить. И с этого года будем формировать кадровый резерв, вести его подготовку, чтобы смена руководителей происходила логично, безболезненно. Обычно директора ставили себе в резерв своих замов. Но это не всегда хорошо. Вторые лица – как правило, сильные методисты, способные оказать учителю помощь, но не хозяйственники. Ничего сверхординарного не происходит. Российское образование сегодня переживает очередной этап своего развития: меняется статус образовательных учреждений, вводятся новые стандарты, которые требуют новых методик и иных подходов. Это предъявляет повышенные требования к организаторам образовательного процесса. Не секрет, что в Новотроицке среди руководящих работников самое большое в области число людей пенсионного возраста --  27,8%, на что нам указало областное министерство образования. Понятно, что процесс ротации и пополнения кадров молодыми специалистами должен идти. К сожалению, их приходит гораздо меньше, чем уходит пенсионеров. Сегодня в городе не хватает воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей химии, географии, русского и немецкого языка, истории, информатики, технологии, учителей начальных классов. Одна причина – не все выпускники школ идут в пединституты по призванию, другая -- низкая заработная плата. Например, за ставку учитель получает 6-7 тысяч рублей, за полторы – около 10 тысяч. Мы выходим из ситуации, увеличивая нагрузки, некоторые педагоги ведут до 36 часов в неделю.  Такая ситуация требует от руководителя образовательного учреждения гибкости в работе с коллективом, особенно при назначении на ту или иную должность, умения грамотно распределить учебную нагрузку. Но не менее важна способность решать хозяйственные задачи. Руководить школами, детскими садами должны люди, не мыслящие себя вне образования. То, что кадровый состав надо обновлять, бесспорно. Именно этим объясняются все новые назначения. В этом году ушла на пенсию директор школы № 13 Валентина Петровна Камбеева, прекрасный руководитель. Но состояние здоровья не позволило ей продолжить работу. Ее место заняла бывший директор одиннадцатой школы, присоединенной к  школе № 16, Зинаида Ивановна Гузеева. По характеру эти два руководителя похожи, и такая ротация пойдет на пользу делу. Ушла простым учителем директор аккермановской школы Галина Ивановна Гоголюхина. Она проработала руководителем около двух лет и не смогла в данной системе требований и дефицита финансовых средств поднять школу. Ее нельзя обвинять: сделать это практически без денег -- не каждому дано. Место Гоголюхиной заняла бывший директор расформированной школы  № 9 Елена Васильевна Филиппова. В первой школе, которая стала филиалом гимназии  № 1, бывший директор Наталья Владимировна Яковлева осталась в должности завуча. Она приняла такой вариант ротации. Школа № 18, перешедшая в статус автономного учреждения, по закону получила полную хозяйственную самостоятельность, что позволяло в короткие сроки выбрать подрядчика и сделать ремонт. К сожалению, Наталья Николаевна Зобнина как руководитель не воспользовалась этой возможностью и не смогла достойно подготовить учебное заведение к новому учебному году. Были серьезные замечания Роспотребнадзора,  Роспожнадзора. Школу комиссия не  приняла в срок. Это очень серьезный просчет директора. Потому с нынешнего учебного года коллектив возглавит новый руководитель. Сменились заведующие и в некоторых детских садах. Галина Владимировна Проломова и  Людмила Васильевна Гладких, возглавлявшие коллективы детских садов № 9 и 13, -- очень опытные руководители, но пенсионного возраста и не имевшие высшего образования, а это сегодня одно из обязательных требований. Поэтому они сами предложили кандидатуры своих преемников, оставшись в коллективах, но на другой должности. Ротация прошла и в детском саду № 33: заведующая Елизавета Борисовна Дорохина – пенсионного возраста, она уступила место более молодому коллеге  Елене Юрьевне Маловой.                       . Как видите, мы сохранили преемственность поколений и постарались максимально использовать прежний директорский корпус, ни одного из них не потеряли при сокращении кадров, кроме как в лицее. К руководству коллективами пришли достаточно молодые люди. Вообще найти руководителя трудно. Есть очень сильные учителя, обладающие организаторскими способностями, но имеющие дефицитную для города специальность – физика, химика, историка, биолога, географа, и замену им невозможно найти. Такого педагога целесообразнее оставить на учебном процессе как более приоритетном. При подготовке к новому учебному году мы ввели новшество: всех заведующих провели по детским садам, которые были названы лучшими в ходе приемки образовательных учреждений, показали территории, помещения, группы, чтобы они смогли перенять опыт, использовать его в своей работе. То же самое сделали с директорами школ. Провели их по интернату № 2, школе № 14 (теперешнему лицею), детскому саду №5, показали, как сделан ремонт, как реализуются стандарты второго поколения. Руководитель начального звена школы № 14 Елена Викторовна Гниломедова и зам. директора по информационно-коммуникационным технологиям Лариса Владимировна Соседова показали именно то оборудование, которое необходимо первоклассникам для реализации стандартов второго поколения: электронный микроскоп, компьютеры, на которых можно монтировать придуманный мультфильм, и т.д. На совещании-семинаре, состоявшемся по окончании экскурсии, пришли к единому мнению: оптимизация образовательных учреждений дала возможность сэкономить деньги. А опыт лучших образовательных учреждений продемонстрировал, как рационально можно их использовать. Участники семинара отметили, насколько все было интересно и полезно, многие просто не успевали записывать, что бы хотели сделать у себя. Экскурсия по определенной проблеме и ее дальнейшее коллективное обсуждение наглядно показали, что даже при наличии тех небольших финансовых средств, которые выделяются образовательным учреждениям, можно сделать многое. Мы еще раз убедились: руководителя надо не только учить рачительно хозяйствовать, но и прививать вкус к хорошему и желание что-то сделать. Лариса КОТОВА, начальник городского  управления образования.  
Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.