Всего год назад самой обсуждаемой темой сентября было повсеместное введение федеральных государственных стандартов второго поколения в начальной школе. По ним теперь учатся все нынешние первоклассники и второклассники. И вот с этого учебного года ФГОС внедряются уже в среднее школьное звено. Пока – в виде эксперимента.
В Новотроицке такой экспериментальной площадкой стала школа №13. 5б класс – один из трех в своей параллели. Он и примеряет на себя: как это – получать знания по-новому. Выбор пал не случайно.
– Класс достаточно сильный, – говорит заместитель директора по учебной работе школы №13 Светлана Побединская. – Но главное, программа, по которой он работал, оказалась ближе к тому, чтобы безболезненно перейти на новые стандарты.
Родителей учеников о готовящемся переходе предупредили заранее, в конце прошлого учебного года. Не все восприняли новость однозначно. Однако, как бы ни волновались мамы и папы, новые стандарты -- новшество не для учеников (они и не заметят изменений, поскольку не знают, как было раньше). Это прежде всего испытание для педагогов.
– У нас нет ни образцов, ни примерных программ и разработок уроков, все учителя готовят сами. Это непросто. Кроме того, сам план урока стал более объемным, сложным, развернутым, приходится расписывать все его этапы по пунктам, что занимает очень много времени, – рассказывает директор школы №13 Зинаида Гузеева.
10 из 13 учителей, которые работают с экспериментальным классом, уже прошли необходимые курсы в Орске. У остальных учеба продлится в течение сентября. Другое дело, что сами педагоги оценивают эти занятия по-разному. Учитель биологии Алла Яковлева осталась благодарна организаторам курсов по ее предмету за четкую и достаточно полную информацию, которую там предоставили. А вот преподавателю музыки Татьяне Богдановой занятия в ее группе показались неконкретными, мало что дающими. И все же нынешний учебный год Татьяна Васильевна встречает с воодушевлением: впервые за 20 лет работы в школе она получила учебники по своему предмету. Но с переходом на ФГОС это не связано. В нынешнем учебном году 13-я школа вообще обеспечена учебной литературой как никогда хорошо. Более 11 тысяч экземпляров учебников, методической и художественной литературы насчитывает фонд школьной библиотеки. Теперь существенную долю в нем займут книги, поступающие в рамках стандартов второго поколения.
– Деньги на них выделялись из федерального бюджета, в апреле мы уже знали перечень учебников и что получим их обязательно, – говорит заведующая библиотекой школы №13 Наталья Фельдман. – Но, видимо, потому, что все идет из федерального центра и что это эксперимент, есть сложности – не все книги поступили вовремя. На начало учебного года мы получили 5 наименований, а спустя две недели еще не имели географии, литературы и истории древнего мира. Это, конечно, большое неудобство для учителей.
Учитель биологии Алла Яковлева с новым учебником уже познакомилась. Именно ее предмет претерпел наибольшие изменения в новой программе.
-- Если раньше курс назывался «природоведение» и на него отводилось 2 часа в неделю, то теперь его разделили на предметы «введение в биологию» и «введение в географию», каждый по одному часу, -- объясняет Алла Вячеславовна. -- Объем знаний сохраняется, а программа в корне меняется, так как курс разделяется на две предметные области. Учебники идут с дисками, и здесь прослеживается преемственность с информатикой и информационно-коммуникативными технологиями.
Кстати, с введением новых ФГОС появляется понятие «система учебников», что позволяет схожие темы синхронно изучать по всем дисциплинам. Это поможет детям лучше усвоить знания по изучаемым предметам, ощутить взаимосвязь различных дисциплин.
К некоторым новшествам готовится и учитель технологии Наталья Бедринова.
-- Пока мы проходим раздел «Кулинария», и здесь практически все остается по-прежнему, -- говорит Наталья Николаевна. -- Особенности программы дадут о себе знать, когда пятиклассницы приступят к шитью. На основе одного изделия они смогут выполнить сразу несколько: например, на основе фартука на кулиске, который мы будем шить, можно сделать и юбку, и топик. Все это отражено в новом учебнике, который уже поступил в школу.
Предмет технологии для пятиклассниц вообще пока в диковинку. И один из тех, что имеют непосредственное прикладное значение. Научить школьника применять полученные знания на практике — одна из целей вводимых стандартов второго поколения.
-- Человеку нужны не только знания, но и умение действовать в определенной ситуации, поэтому при реализации ФГОС основной является задача педагогов научить детей добывать знания самостоятельно, применять их на практике и находить решения, -- подчеркивает директор школы №13 Зинаида Гузеева.
Причем такой подход характерен буквально для каждого предмета, будь то математика или музыка. Объем предоставляемых знаний остается прежним, подчеркивают педагоги. Меняется подход к их подаче. Новые стандарты закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен как раз для того, чтобы задать новый вектор – современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно. Такая необходимость, считают авторы стандартов, продиктована самим временем.
Для внедрения задуманного требуется достойное материальное оснащение. К началу нового учебного года именно для экспериментального класса 13-я школа приобрела 26 ноутбуков, и каждый ребенок сможет пользоваться ими на уроках. Однако о полном техническом оснащении речи пока не идет. Лишь планируется приобрести электронные микроскопы, цифровые аппараты и многое другое, необходимое непосредственно для исследовательской работы. К нынешнему сентябрю создать все условия для этого здесь не смогли, что, впрочем, вполне объяснимо: одним махом такие перемены не происходят.
По новым стандартам предполагается и организация внеучебной деятельности школьников. Образовательное учреждение может как само разрабатывать программы, так и использовать уже существующие. После обеда дети будут посещать дополнительные кружки или секции, которые предложит школа в зависимости от выбранного направления. В 13-й школе к этому подошли серьезно. Еще в конце прошлого учебного года здесь провели родительское собрание и опрос, на основе которого определили приоритеты. Решено развивать творческую и спортивную активность детей, а также их познавательный и исследовательский интерес. В «зачет» идут и занятия, которые посещают ребята из 5б в центре развития творчества детей и юношества.
Новотроицк в нынешнем эксперименте не одинок. Сегодня в каждом районе области есть школы, где в пятых классах внедряются стандарты второго поколения.
Анна СИМОНОВА.