Начало учебного года – напряженное время не только для учителей, но и для социальных служб, работающих с несовершеннолетними: с началом сентября не все школьники спешат приступить к занятиям. В этом году ситуация осложняется закрытием 1-го интерната, который прежде немало делал для того, чтобы дети из семей соцриска вовремя сели за парты.
-- Мы обзваниваем школы, и выясняется, что далеко не все бывшие ученики интерната приступили к занятиям в своих новых классах, -- рассказывает заведующая отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних центра социальной помощи семье и детям Оксана Петрова. – Ситуация с каждым днем меняется, работа по привлечению ребят к учебе ведется. В дальнейшем такие дети будут оформляться и к нам в центр – на реабилитацию. А пока мы посещаем семьи, ведем беседы.
В свой очередной рейд сотрудники сразу двух социальных центров – «Журавушки» и помощи семье и детям отправились с целью выяснить, как обстоят дела в уже знакомых им семьях, все ли школьники там приступили к учебе. Но первый адрес – по сигналу: на телефон горячей линии поступило сообщение о том, что в одном из домов к наркоманам приходит молодая женщина с грудным ребенком. Проверить звонок — обязанность сотрудников. Однако опрос соседей, а затем и беседа с хозяевами обозначенной квартиры, к счастью, тревожных сведений не подтвердили.
-- Сигнал оказался ложным, и в данном случае это не может не радовать, -- констатируют участники рейда.
Не каждая дверь в этот день была им открыта. Но по адресу, где никого не оказалось дома, социальные работники обязательно придут еще.
-- Специалисты будут отрабатывать проблемные адреса непосредственно по районам, каждый охватывает 5 семей как минимум, -- говорит Оксана Петрова.
И все же с некоторыми мамами, находящими на контроле у соцслужб, пообщаться удалось. В одном случае дочь начала ходить в детский сад, родительница сообщила, что устраивается на работу и долга по коммунальным услугам у нее нет. А вот в другом успокаиваться рано: середина сентября, а школьница в этой семье еще не приступила к занятиям, и только сейчас папа повел ее в поликлинику, чтобы получить рецепт на очки – у девочки слабое зрение. Родители не работают, живут на пособия и помощь бабушек и дедушек.
В сугубо семейные отношения участники рейда не вмешиваются, лишь выясняют общую ситуацию и предлагают посильную помощь.
-- Подобные рейды эффективны, -- уверена Оксана Петрова. -- Люди видят, что к ним повышенное внимание, что от них не отстанут и надо принимать какие-то меры. Либо семья просто нуждается в средствах и не может отправить ребенка в школу – нет обуви, канцелярских принадлежностей, все это мы выясняем. Перед началом учебного года при поддержке спонсоров наш центр уже охватил 13 остро нуждающихся семей, и мы будем в дальнейшем способствовать оказанию такой помощи.
В каждом случае причина самовольного продления каникул выясняется. И если она неуважительная, серьезный спрос, прежде всего, ожидается с родителей.