Трогательно – самое подходящее слово, характеризующее церемонию начала нового учебного года для учащихся школы №20. И пусть проходила она не в родных стенах, а в бывшей начальной школе №21 села Новоникольска, значительности событию это не убавило.
Вместе с начальником управления образования Ларисой Котовой подъезжаем к школе. Аккуратное одноэтажное здание, украшенное цветами, смайликами, шарами и плакатом «Первый раз в первый класс», небольшой дворик, напоминающий улей: столько нарядных ребят и их родителей собралось здесь. Музыка. По всему чувствуется праздник.
-- Каждый год проводим День знаний, а я всегда волнуюсь невероятно, -- признается директор двадцатой школы Татьяна Викторовна Оленина. – Сегодня – особенно, ведь мы начинаем учебный год «не дома».
Главные герои дня – конечно же, первоклассники, их в этом году одиннадцать. В новых, пока непривычных костюмчиках, ошарашенные всеобщим вниманием, они поначалу теряются и жмутся к своей учительнице Майрузе Ильдаровне Зайнагабдиновой. Но скоро осваиваются и бойко читают стихи, участвуют в играх, отгадывают загадки – в общем, входят в роль настоящих школьников.
Ребят, родителей, учителей приветствуют директор школы Т.Оленина, начальник управления образования Л.Котова. С теплыми словами напутствия обратился к собравшимся руководитель администрации станции Губерля, разъезда 213а, села Новоникольск А.Милютин. А представитель от «Единой России» В.Щербаков пришел на праздник не с пустыми руками – он вручил каждому первокласснику небольшой подарок.
Пока на пятачке старше классники разыгрывали сказочные истории, я, внедрившись в родительские ряды, наблюдала за настроением мам, бабушек. Подсознательно была готова попасть в негативную ауру. Но оказалось все спокойно и очень позитивно. Страсти, разгоревшиеся было вокруг двадцатой школы, утихли, жизнь входила в свое обычное русло.
Звучит заключительный марш. Звенит первый звонок, его по традиции дают выпускник и первоклассница. Эта честь выпала брату и сестре Монаховым – Ивану и Кате. Затем девятиклассники берут малышей за руки и ведут в классы, где пройдет первый в их жизни урок.
Торжественная часть окончена. Вижу, как у Л.Котовой отлегло от сердца. Основания на то были веские. В августе по телевидению прошел сюжет из Губерли, в котором родители учащихся местной школы клеймили чиновников за то, что те не успеют отремонтировать школу к 1 сентября, и предлагали даже отодвинуть на месяц начало учебного года. Скажу честно, у многих сюжет вызвал некоторое недоумение: выхваченные из контекста интервью кардинально меняли суть проблемы. Что же оставалось за кадром?
А закадровая история корнями уходит лет на 45 назад, когда губерлинскую школу возводили по методу народной стройки. Родители, учителя, даже старшеклассники, как могли, делали фундамент, клали стены. Наверное, ни о каких СНиПах, допусках никто особо не задумывался, иначе вместо надоконных балок не клали бы трубы. Просто все были уверены, что делают доброе дело. Так оно и было.
Школа верой и правдой прослужила больше сорока лет. Ветхость ее стала видна невооруженным глазом. Но средств на образование федеральный центр выделял настолько мало, что администрация города и руководство управления образования в 2009 году встали перед проблемой: куда в первую очередь направить и без того скудные средства – укреплять фундамент четырнадцатой школы, капитально ремонтировать детский сад или… Выделенные деньги были освоены, а в губерлинской школе провели противоаварийные работы и поставили ее в график капитального ремонта на 2010 год. Что и было сделано.
Но никто и предположить не мог, что внутренние пороки будут столь значительными. Кстати заметим, ремонт требует проекта, который нужно заказать и оплатить, на что уходит время. Вот и получилось: меняют, к примеру, одну балку по проекту, по ходу дела выясняется, что требует замены еще одна и еще…
Когда стало окончательно ясно, что к сроку школа готова не будет, управление образования проводит собрание родителей, чтобы обсудить ситуацию и предложить свой вариант выхода из нее. А он заключался в следующем: временно, на один месяц, детей вместе с преподавателями разместить в первом интернате. Здесь хорошие условия для проживания, учебы, обеспечено пятиразовое питание, есть возможность посещать кружки, бассейн и проводить в полном объеме воспитательные мероприятия. Казалось бы, чего лучше. Но самое главное, не пришлось бы везти ребятишек два часа туда и два обратно (4 часа – половина рабочего дня взрослого) через ремонтируемые мосты. Ежедневно нужно было бы задействовать пять автобусов, организовывать сопровождение ГАИ, что выливается в немалую сумму.
Но у родителей был свой резон: дети маленькие, от папы с мамой не оторвать – для них это будет большим стрессом, уж лучше месяц подождать. Подождать? Значит, лишить ребенка праздника, который отмечает вся страна, скомкать весь учебный процесс. И потом, никто не даст гарантии, что зима не будет суровой и не придется приостанавливать занятия. Как это скажется на подготовке девятиклассников к выпускным экзаменам?
Пока кипели страсти, как запасной вариант стала прорабатываться новоникольская начальная школа, закрытая пять лет назад. Благо она хорошо сохранилась, даже классные доски остались в целости. Роспотребнадзор и пожнадзор разрешили временно разместить здесь детей при определенных условиях. И тут надо в пояс поклониться учителям, руководству школы, ремонтной группе управления образования: они сделали почти невозможное – за две с небольшим недели в кабинеты поставили парты, поменяли освещение, сделали софиты; чтобы обеспечить питьевой режим, установили кулер, поставили столы для приема пищи и микроволновую печь, обеспечив тем самым возможный комфорт и безопасность учащихся.
Продолжалась работа с родителями: им предлагалось на сентябрь отправить детей, нуждающихся в оздоровлении, в санатории, где бы они не только полечились, но и начали учиться. Таких набралось 37 человек. Несколько ребят решили начать учебный год в городских школах. А более 60 могли остаться не у дел. Вот почему была тревога, что принятое в запале эмоций решение необоснованно продлит на месяц летние каникулы.
1 сентября показало, что здравый смысл, к счастью, победил. Мне кажется, в этот день облегчение почувствовали все – облегчение от того, что исчезла неопределенность и ситуация стала укладываться в какие-то разумные рамки. Но не менее важно и другое: еще раз подтверждена истина, что только убеждение, диалог, настойчивость, демонстрация добрых намерений и встречное понимание могут вывести ситуацию из любого тупика.
Пока учителя, ученики, родители праздновали начало нового учебного года, в двадцатой школе в ускоренном темпе фирма «Пирамида» вела работы, уже начерно залиты полы и оштукатурен фасад здания, заменены балки. Глава города А.Великанов, его заместители Г.Чижова, Д.Буфетов, глава сельской администрации А.Милютин, а также руководитель «Пирамиды» А.Мусеян контролируют ход работ. Коллектив понимает, какая на нем лежит ответственность. Ремонт двадцатой школы выливается в 6 миллионов рублей вместо 3,3 миллиона планировавшихся.
Двадцатая школа, даже отремонтированная, прослужит еще лет пять. В поселке нужна новая школа, а может быть, целый комплекс -- с учебным зданием, детским садом. Администрация уже направила губернатору Ю.Бергу свои предложения. Как говорил известный политик, «процесс пошел». Но это тоже осталось за кадром телевизионного сюжета.
Фото Виктора ШИТИНА.