Гвардеец труда. Новотроицк

Ночные мысли

Ночные мысли
Нет сомнений в том, что наши мысли в разное время суток имеют не только разное направление, но и разные оттенки, и человек, как хамелеон, постоянно меняет цвета собственной личности. От бодрого оптимизма он тут же переходит к сомнениям, временами впадает в отчаяние, чтобы затем снова успокоить себя новым зарядом надежды. И часто все это происходит независимо от внешних изменений в жизни. Утро вечера мудренее. Эта народная мудрость постоянно высказывается в русских сказках, где герои попадают в трудные, порой неразрешимые обстоятельства. И вот, вместо того, чтобы потратить целую ночь на раздумья, как выйти из этих обстоятельств, они спокойно ложатся спать, а утром решение приходит как бы само собой. Возможно, никакого решения нет, просто утром появился новый свежий взгляд на события, и герою кажется, что он точно нашел какой-то выход. «А пойду-ка я куда глаза глядят!» – говорит герой с таким видом, как будто и правда во время сна ухватил спасительную нить Ариадны. Он уже не думает о том, что именно отсутствие верного пути и угнетало его вечером, что он уже давно идет куда глаза глядят, и к вечеру нового дня наверняка опять впадет в отчаяние. Но светит солнце, в отдохнувшей душе просыпается надежда, и наш сказочный герой бодро пускается в путь: идет туда, не знаю куда, ищет то, не знаю что. И рано или поздно он куда-то приходит и что-то находит. Бывает и так в русских народных сказках, что утреннее решение неразрешимой задачи герою подсказывают посторонние силы: или Баба Яга, или Серый Волк, или Василиса Премудрая. Все они олицетворяют мудрость. То есть, пока наш беспечный герой спал, кто-то за него думал всю ночь, чтобы утром поднести ему готовый ответ: что и как делать. А это значит, что поговорка «утро вечера мудренее» приобретает совсем другой смысл: мудрый ответ приходит утром только тогда, когда вся долгая ночь ушла на его поиски. И настоящая мудрость проявляется не с утра, а под покровом ночи, и утро только пожинает плоды ночных бдений. Как тут не вспомнить, что многие великие ученые и творческие люди любили работать по ночам, что некоторые научные открытия и поэтические шедевры родились во сне, а утром их только нужно было оформить. Возможно, сказочные персонажи, помогающие герою в то время, когда он спит, и были теми подспудными всплесками подсознания, приносящими решение во время сна. И недаром символом мудрости является сова, бодрствующая по ночам. Множество примеров говорит о том, что ночь – лучшее время для ученых раздумий и творческих свершений. Бессонные ночи в юности – это состояние влюбленности и поэтических выплесков на бумагу. Вряд ли в них присутствовал элемент мудрости, скорее они были временем некоторого помешательства рассудка, но не зря говорится, что зорким бывает только сердце. Пока рассудок безумствовал, сердце приобретало тот бесценный опыт страдания, который со временем перерастет в сострадание. Кто не любил, тот не жил. Кто не знал счастья и горя первой влюбленности, тот не был юным. Такое не забывается никогда, и в конечном итоге даже эти безумные ночи приносят человеку мудрость, которой будут украшены его зрелые годы. Но со временем человек начинает постигать, что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. И как-то незаметно, с возрастом, блага ночных бдений перерастают в свою противоположность. И ночь, прекрасная спутница творческого вдохновения, вдруг становится тягостной наперсницей горьких раздумий. Почему люди зрелого возраста так часто жалуются на бессонницу? Чего же в ней плохого, если, конечно, с утра не нужно идти на работу? Жизнь добавляет тебе часы для чтения, для раздумий, для воспоминаний. Можно просто смотреть в окно на лунный свет. Включи телевизор. Впрочем, этого лучше не делать. Ведь для многих людей старшего поколения именно этот «черный ящик» и является одной из причин ночной тоски и потерянности в современной жизни. Слишком много негатива – и слишком много позитива, смеха и кривляния. И то, и другое раздражает и пугает нормального человека, как безумный плач и безумный хохот. От этой ломаной, неестественной, пародийной и страшной одновременно жизни хочется забыться крепким и долгим сном, а тут, как назло, бессонница… Телевизор можно выключить, но мысли не отключишь. Они тянутся и тянутся, как трамвайные провода над пустой ночной улицей. Почему эти мысли так печальны? Почему воспоминания окрашены только в грустные тона? Разве не было в жизни светлых и счастливых дней? По какому принципу действует избирательный закон памяти? По тому же, что и во времена Шекспира… Когда на суд безмолвных тайных дум Я вызываю голоса былого, – Утраты все приходят мне на ум, И старой болью я болею снова… Веду я счет потерянному мной И ужасаюсь вновь потере каждой, И вновь плачу я дорогой ценой За то, за что платил уже однажды! Как сказочный герой, ты понимаешь, что всю жизнь шел туда, не знаю куда, искал то, не знаю что. Но, в отличие от сказочного героя, так никуда и не пришел, так ничего и не нашел, хотя часто делал вид, что идешь по верному пути. И твой бесцельный путь все еще продолжается. И то, что конец его близок, совсем не радует, а добавляет скорби. Вот и ждешь ты утра, которое якобы мудренее вечера и ночи. Как когда-то в ночи ты искал забвения от дневных тревог, горестей и потерь, так сегодня в шуме очередного дня находишь спасение и отдохновение от бесконечной ночи. И с такою усталой радостью встречаешь рассвет, как будто действительно нашел решение неразрешимой задачи.
Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.