Пограничники вместе с журналистами на военном вертолёте провели воздушное патрулирование трехсоткилометрового оренбургского участка российско-казахстанской государственной границы.
Два мощных двигателя МИ-8 зарычали одновременно, и многоцелевая воздушная машина, немного дёрнувшись, медленно покатила по взлётной полосе Орского аэропорта, откуда и началось «прочёсывание» прибрежной к Уралу местности. Отрыв от бетонки происходит незаметно. Кто-то хотел сфотографировать удаляющееся здание аэровокзала, но один из членов экипажа жестом, не терпящим возражения, просит этого не делать. Примета, мол, плохая.
Ни Орск, ни Новотроицк увидеть с высоты птичьего полёта, как хотелось журналистам, не пришлось. Вертолётчики, взяв курс на Кувандыкский район, направляют винтокрылую машину вдоль границы, которая проходит в стороне от городов-соседей. Но никто особо не расстроился. За три часа лёта произошли интересные для пишущей и снимающей братии события.
До конечного пункта патрулирования - посёлка Маячный, где в мае этого года был установлен первый пограничный столб на оренбургском участке российско-казахстанской границы, долетаем минут за двадцать. К сожалению, запечатлеть его для истории не получается никому – как назло, вертолёт в этом месте прилично трясёт. Зато удаётся снять выжженные местами степи и сопки: стихийный огонь уничтожил всё живое как на российской, так и на казахстанской территориях. Тонкая полоска уральской воды смотрится как крохотный оазис в пустыне. Но что удивляет – пограничные столбы, вытянувшиеся в извилистую линию, стоят, словно их только вчера смонтировали. Сопровождающий журналистов руководитель пресс-службы Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области подполковник Роман Дудниченко не отказывает себе в удовольствии сделать на этом акцент.
-- Столбы выдержат и большую температуру, - замечает Роман Анатольевич, - сто лет им не будет износа. В настоящее время силами двух демаркационных групп пограничные знаки установлены на более чем 500 километрах границы. Полностью «застолбили» Акбулакский, Беляевский и Кувандыкский районы, практически закончены работы на границе в Первомайском районе и начаты в Соль-Илецком. Так вот, ни один попавший в огонь летних пожаров пограничный столб не пострадал.
Кто бы сомневался – государство в последнее время выделяет для охраны рубежей хорошие деньги. К примеру, вертолёт оренбургские пограничники для патрулирования или проведения специальных операций по обезвреживанию преступников из Челябинска, где базируется авиационная часть ФСБ России, могут привлекать хоть несколько раз в месяц. Что, собственно, они и делают.
-- Применение авиации для патрулирования границ не чья-то прихоть, а вынужденная необходимость, - продолжает Роман Дудниченко. – Только пограннарядами обеспечить порядок на российских рубежах сложно.
В этом убеждаемся уже минут через пять, после того как летчики развернули воздушную машину и повели её вдоль российского берега Урала в сторону Орска. Находящиеся на борту бойцы разведывательно-поисковой группы, всё это время внимательно осматривающие территорию в иллюминаторы, замечают у воды автомобиль и двух людей. Вертолёт делает несколько кругов и садится в нескольких метрах от потенциальных нарушителей. Первыми МИ-8 покидают разведчики. Появление вооружённых автоматами военных нисколько не обескураживает мужчину и женщину. На просьбу предъявить документы они спокойно подают пограничникам паспорта и разрешения на промысловую деятельность.
-- Мы приехали порыбачить, - объясняет мужчина, - и заранее запаслись необходимыми бумагами. Не впервой, знаем, что нужно делать.
Диалог занял буквально пару минут. Пожелав удачной рыбалки, пограничники снова загружаются на борт, и вертолёт с места взмывает в воздух. Обследование следующих двух посадок оказывается более продуктивным. В первом случае без соответствующего разрешения оказался любитель подводной рыбалки из Новотроицка, во втором -- группа орчан вообще не имела при себе никаких документов, кроме водительских удостоверений. На всех нарушителей пограничного режима военные составили административные протоколы и выписали им повестки.
-- А если нарушители проигнорируют требования прибыть в пограничные отделения или откажутся платить штрафы? – спрашиваю у подполковника Дудниченко.
-- Ну это же глупо, -- улыбается Роман Анатольевич.
А разве не глупо устроить рыбалку у казахстанского берега, как сделали двое молодых людей в районе Горюна. Вертолёт, едва взлетев, вновь приземляется – разведчики замечают на воде движущуюся со стороны соседнего берега резиновую лодку. На месте захватить бойцам удаётся лишь одного нарушителя границы. Парень оказался настолько пьяным, что не смог воспользоваться временем, чтобы ретироваться, пока МИ-8 кружил в поиске удобной площадки для посадки.
-- Молодой человек, для какой цели вы переплывали на казахстанский берег? – интересуюсь у задержанного.
-- Да я тут просто прогуливался, - едва ворочая языком, отвечает он.
Разведчики остаются с пьяным рыбаком, а мы летим дальше.
-- Они дождутся приезда пограничного наряда с заставы, а сами продолжат патрулирование по земле, -- поясняет Роман Анатольевич. Кстати, второй, успевший скрыться нарушитель через некоторое время был задержан в прибрежном лесочке.
В районе двух мостов через Урал, расположенных в трёх километрах от Новотроицка, пограничники заметили машины, но снижаться больше не стали.
-- В этом нет нужды, -- говорит лётчик. -- Сейчас сообщим по рации на новотроицкую заставу – они и проверят, а мы слетаем ещё до Домбаровского района.
-- Цель вертолётного патрулирования – не только проверить одиноко стоящие авто, -- добавляет подполковник Дудниченко, -- но и отслеживать общую обстановку на границе.
-- С воздуха хорошо видны набитые контрабандистские тропы, следы обустройства переправ через реку, места готовящейся противоправной деятельности в приграничной зоне.
Честно говоря, я, сколько ни пытался распознать из многих десятков дорог хотя бы одну «набитую тропу», так ничего и не увидел. На глаза попалось сбитое ограждение перед рвом на орском участке российско-казахстанской границы – здесь машины контрабандистов пробивали себе путь на сопредельную территорию, – но троп не было.
-- Нет сегодня, обязательно будут завтра или послезавтра, -- уже после приземления в орском аэропорту говорит Роман Анатольевич, -- на то они и контрабандисты. С 1 июля вступил в действие Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии, согласно которому любые товары, в том числе китайского производства, можно провозить через нашу границу беспошлинно. Если, конечно, они прошли таможенное оформление при ввозе из Китая на казахстанскую территорию. Но контрабанда продолжает процветать. А значит, граница по-прежнему требует пристального внимания. И нынешнее воздушное патрулирование отнюдь не последнее...
Александр Трубицын.
Орск - Кувандыкский район - Гайский район - Новотроицк - Домбаровский район - Орск.