Гвардеец труда. Новотроицк

Картины фронтовиков – о мирной жизни


Картины фронтовиков – о мирной жизни

Мансур Абдулин, Владимир Евдокимов, Иван Иванов, Матвей Мительман, Григорий Настич, Ефим Рябенький – имена этих людей на слуху у новотройчан: речь идет о ветеранах Великой Отечественной войны, которые, вернувшись с фронта, посвятили себя созидательному труду и творчеству. Все они – известные новотроицкие художники, чьи работы неизменно привлекают внимание новотройчан и сегодня, когда этих людей уже нет с нами. Одна из таких экспозиций была в центре внимания на вечере, посвященном открытию в новотроицке Года Защитника Отечества. И сегодня старший научный сотрудник новотроицкого Музейно-выставочного комплекса Людмила Москаленко рассказывает нашим читателям об этих художниках и их творчестве.

В лучших традициях классиков

Матвей Борисович Мительман всю жизнь изучал классическую живопись. Это сделало его прекрасным копиистом. И пусть оригинальных работ у него не очень много, все они привлекают внимание. Интересна и судьба художника.

– Матвей Борисович родился в Херсоне, – рассказывает Людмила Москаленко. – Мальчик из многодетной семьи, он получил профессию механика и готовился к мирному труду. Но грянула война. Семью отправили в эвакуацию – так Матвей Борисович оказался в Домбаровке. Едва ему исполнилось восемнадцать – ушел на фронт. Стали солдатами и два его брата: один из них вернулся домой, а другой погиб в Сталинграде. Сам Матвей Борисович после войны приехал в Новотроицк, продолжил обучение в школе и одновременно стал работать художником. Потом была учеба в пединституте, работа в сельской школе Ростовской области, возвращение в Новотроицк. И здесь он трудился на учительском поприще: был и простым педагогом, и руководителем. И все это время Матвей Борисович занимался живописью. Сначала это было его увлечением, но после выхода на заслуженный отдых мужчина полностью посвятил себя творчеству.

Л. Москаленко подчеркивает: пейзажи Матвея Борисовича Мительмана буквально пропитаны позитивной энергией, его полотна приятны глазу:  «Мостик», «Золотая осень», «Пейзаж с дубом». Великолепно прописанная водная гладь ласкает взгляд и умиротворяет. Эта энергия наверняка отражает тягу к прекрасному, которая всегда царила в душе художника. А картины «Устье реки Известковый Лог» и «Наш сад» – ценны не только как произведения живописи, но и как запечатленные кистью художника моменты истории города. Старожилы испытывают теплую ностальгию, рассматривая их.

Друзья и коллеги запомнили Матвея Борисовича мастером на все руки: он хорошо знал столярное и плотницкое дело, сам изготавливал рамы для своих полотен, а также для картин других новотроицких художников.

Певец родного края

Имя Григория Васильевича Настича неразрывно связано с историей Новотроицка. Он является автором монумента «Вечно живым», памятников Филиппу Подзорову, Александру Фалькову, Афанасию Лямзину, Марии Корецкой. А еще он широко известен как талантливый художник, в творчестве которого отражалась жизнь города.

– В фондах городского Музейно-выставочного комплекса хранится свыше 75 работ Григория Настича, – рассказывает Людмила Москаленко. – Главные герои его картин – Новотроицк и новотройчане. Так, в серии «Молодой город металлургов» представлены работы «Здесь будет город заложен», «Коксохимический цех», «Город растет», «Микрорайон». В портретах художника увековечены лица тех, чьими руками строились город и комбинат, – «Андрей Пасечник», «Девушка», «Аня-токарь», «Женщина в платке».

Отдельно Л. Москаленко рассказывает о коллекции пейзажей, в числе которых – сельские, городские, индустриальные:

– Судя по работам Григория Васильевича, его любимое время года – зима. Картины «Аллея зимнего парка», «Часовня» написаны с большой любовью к своему городу.

Григорий Васильевич связал свою жизнь с Новотроицком в 1948 году, когда приехал в молодой город: сначала работал в строительно-монтажном управлении, затем – на ОХМК. 

К тому моменту он уже многое повидал и пережил: уроженец Украины, он испытал на себе голод 1933 года. Мальчик мечтал связать жизнь с искусством, поступил в художественный институт. Когда грянула война, вчерашний студент ушел в партизаны, а после Победы служил в Тоцком.

И все же он сохранил тягу к прекрасному: был художником-оформителем на комбинате, работал в отделе писем городской газеты «Гвардеец труда», стал одним из первых новотройчан, вступивших в областной Союз журналистов.

Увы, Григорий Васильевич рано ушел из жизни. В 2007 году в Новотроицке была открыта посвященная ему мемориальная доска.

Щедрая душа мастера

Ефим Наумович Рябенький известен не только как талантливый художник, но и как популяризатор искусства. Он верил: каждый человек может приобщиться к художественному творчеству, если видит красоту окружающего мира, учится и занимается самообразованием. Подтверждение тому – собственный успех Ефима Наумовича. Еще будучи мальчишкой, он срисовывал афиши, расклеенные на заборах белорусской Речицы, где проживала его семья. Тогда в распоряжении мальчугана не было хорошей бумаги, красок и карандашей – он рисовал углем. Наверное, из-за детских впечатлений изобразительное искусство накрепко связалось в его представлении с кинематографом. 

Во время Великой Отечественной войны Е. Рябенький был зачислен в строительный батальон. О том периоде его жизни известно немного. Очевидно, мужчина не хотел делиться болью. Но он стремился разделить с окружающими тягу к прекрасному.

– В Новотроицк Ефим Наумович переехал в 1948 году и стал художником в кинотеатре «Строитель», – рассказывает Людмила Москаленко. – Он рисовал не только киноафиши, но и полотна для оформления интерьеров кинотеатра. Довелось Ефиму Наумовичу поработать и в кинотеатрах «Экран» и «Луч», а также в клубе «Химик». И всякий раз его афиши и картины вызывали интерес у новотройчан. Особенно нравились его городские пейзажи, например «Привокзальная площадь». Картины Е. Рябенького экспонировались на различных выставках, удостаивались высоких наград.

Несмотря на занятость, Ефим Рябенький преподавал рисование – в школах, в училищах и техникумах. Наверняка  многие новотройчане, вдохновленные этим замечательным человеком на занятия творчеством, считают его своим учителем.

Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.